Реклама больше не главный заработок для мировых СМИ

Июн 22, 2016

Заработок всех печатных изданий в мире за прошлый год составил порядка $168 млрд.

И главной статьей их дохода (53% от суммы, или порядка $90 млрд) уже во второй раз оказалась не реклама, а продажа изданий в рознице и по подписке - об этом говорится в свежем отчете Всемирной газетной и новостной ассоциации.

Авторы исследования убеждены, что теперь газеты, журналы и их сайты будут зарабатывать на читателях больше, чем на рекламодателях.

 

 

 

Движение в сторону мобильных устройств

Во всем мире 2,7 млрд человек по-прежнему читают новости в газетном формате. Но если брать самые экономически развитые страны, то в них аудитория электронных изданий превысила количество читателей в бумаге. Например, в США более 80% населения получают газетный контент онлайн, а в Канаде и Австралии - более 70%.

Согласно отчету, новости онлайн читают примерно 1,3 млрд человек в мире. А количество людей, которые читают новости исключительно с мобильных устройств, за год выросло с 40 до 90 млн.

Именно мобильные пользователи увеличили количество посетителей на сайтах печатных изданий. Например, у Washington Post рост аудитории составил 78% по сравнению с 2014 годом, WSJ — 58%.

При этом минимум один из пяти читателей онлайн-СМИ платит за новости в интернете. Онлайн-подписка приносит уже $3 млрд в год - за последние пять лет выросла в 5,5 раза и начинает постепенно перекрывать падение доходов от печатных тиражей.

Вместе с ростом мобильной аудитории увеличился интерес к видеоконтенту - он уже сейчас занимает первое место в структуре потребления трафика.

95% пользователей в возрасте от 16 до 34 лет смотрят видео. И даже в самой старшей категории (55-64) доля любителей видеороликов достигает 80%. За день люди просматривают 8-9 млрд видео на Facebook, 8 млрд на Snapchat и 4 млрд на YouTube.

Facebook'у, который в прошлом году сделал упор на продвижение видео в лентах пользователей, это позволило заработать $16,25 млрд (на 59% больше, чем годом ранее), из которых $13 млрд получены за счет мобильных пользователей.

 

Сильные традиции

Тем не менее более 2,7 млрд человек во всем мире по-прежнему читают «принт» и тиражи изданий все еще растут (на 4,9% за прошлый год). В основном, это происходит благодаря азиатским странам с низкой стоимостью продажи копии газеты. В частности, Индия и Китай в прошлом году создали 62% ежедневных мировых тиражей.

А вот на Западе спрос на такую продукцию падает. В Европе за прошлый год объемы производства печатной прессы сократились на 24%. Но даже там вовлеченность в процесс чтения «принта» намного выше, чем цифрового аналога. К примеру, взяв в руки газету The Wall Street Journal, читатель проводит с ней в среднем 63 минуты, а зайдя на сайт - всего 15 минут.

С рекламой дела обстоят иначе. Доходы от рекламы в печати за пять лет упали на 24%, в то время как заработки от рекламы в онлайн-СМИ за аналогичный период выросли в два раза.

 

Заработок в интернете

Аналитики оценили рынок интернет-рекламы в 2015 году в $170 млрд и прогнозируют его дальнейший рост. Но больше всего на рекламе в онлайн-прессе в прошлом году заработали не СМИ, а посредники. Лидером среди них стал Google – за счет рекламы в поиске и прибылей от рекламы в YouTube. На долю поискового гиганта пришлось $67 млрд, притом что общий заработок онлайн-медиа составил $12,3 млрд.

Зарабатывать на рекламе онлайн-прессе мешают, в частности, блокировщики баннеров, популярность которых постоянно растет. За прошлый год количество пользователей ad block увеличилось почти в два раза. Сейчас около 419 млн людей блокируют рекламу на своих мобильных устройствах.

Больше всего будут зарабатывать СМИ, которым удалось наладить получение дохода и от печатной, и от онлайн-версии. Однако заработки за счет продажи прессы и платной подписки будут расти, а доходы от рекламы падать. Чтобы остаться на плаву, изданиям придется больше инвестировать в инновации и сотрудников, способных работать на стыке печатных и интернет-форматов.

Подтверждением может служить тот факт, что СМИ, которые в прошлые годы инвестировали в старые технологии и полагались на традиционные методы, в 2015 году потеряли более 20% прибыли.

 

Материал Алексея Бондаренко для «Телекритики»
Скриншоты:  из презентации WAN-IFRA