Решение — в жизнь

Как газетные штампы повернуть к читателю лицом

На днях увидел в новостях результат исследований «Левада-Центра»: «Большинство россиян либо смутно себе представляют, чем занимались депутаты Госдумы в течение последних четырёх лет…». Я бы смело обобщил: люди совершенно не понимают, чем занимаются все чиновники и депутаты. И в этом виноваты, увы, в том числе ответсеки десятков тысяч газет. В том числе, скорее всего, и вашей.

Открывает читатель очередной выпуск своей муниципальной, районной, областной (и далее по ранжиру) газеты, и что он видит? Ну, конечно, сидящих в отглаженных костюмах людей. А над ними заголовок — ​«Решение — ​в жизнь». И какой нормальный человек в здравом уме будет читать эту публикацию? Читатель читает заголовок, видит на фотографии натужно хмурящихся начальников. После этого совершенно естественно сразу переносит взгляд на соседнюю публикацию или попросту перелистывает страницу. Очевидно же, что люди читают только те материалы, темы которых им близки. Ну, какая, скажите, у обычного человека может быть близость к просиживанию штанов на фоне микрофонов, бутылочек воды и раскрытых блокнотов? Повторять каждый раз для читателя этот «штамп» — ​не что иное, как мазохизм. Причём бессмысленный и беспощадный.

Давайте вспомним жанры этих тоскливых фотографий на наших полосах — ​вручения грамот, перерезания ленточек, осмотр зданий и полей, приём посетителей с розеткой на стене за спиной и, наконец, излюбленные заседания, где жизнью пышет только герань в горшке на заднем ­плане снимка.

По логике «читатель читает только про себя» эти публикации имеют лишь одну категорию потребителей — ​самих героев материалов. Тех самых — ​в ­костюмах. С ­запонками и без.

И, конечно, не зная сути текстов, человек утверждается в убеждении, что все эти люди попросту просиживают штаны за большие деньги.

Ну, и что, по-вашему, читатель думает по этому поводу, когда его «кормят» из номера в номер этими экзерсисами? Ничего. В сухом остатке максимум — ​раздражение, а чаще всего обречённое безразличие.

Хотите изменить ситуацию — ​прекратите эту выхолощенную практику. Тем более что решение проблемы настолько очевидно. Не просто очевидно, а лежит под ногами.

Давайте по порядку…

Понятно, что герои этих текстов не просто так сидят, чтобы получить зарплату и увидеть в газете «Решение — ​в жизнь». Во всех случаях они обсуждают довольно злободневные проблемы села, района, города или области. Но об этом узнают только те, кто, «закрыв глаза», всё же героически доберётся сквозь частокол канцеляризмов хотя бы до ­середины текста.

Но, если поставить вместо привычного снимка шеренги «политбюро» фотографию, которая будет показывать суть предмета обсуждения, материал сразу обретёт для читателя живую ценность. Главное, про заголовок при этом не забыть. Ну, кстати, если уж без привычных снимков «свадебных генералов» никак не обойтись, поставьте его иллюстрацией второго плана.

Фотография неубранных дворов с указанием в подписи к снимку точного адреса и заголовок к тексту «Дума решила штрафовать жителей за плохую уборку дворов» станут залогом того, что публикацию прочтут большинство ваших подписчиков и тех, кто купил газету в розницу. Ведь в этом случае изначально замшелый материал станет действительно близким для людей. Обычные дворы для читателя значительно ближе, чем бонзы. Мало того, читатель будет внимательно в тексте искать упоминание собственного двора или соседних территорий. Быстро «прокрутит» в голове — ​хорошо ли у него убран двор. Обсудит новость с друзьями, ­соседями и коллегами на работе.

Если следовать этому алгоритму подачи новостей про работу наших начальников, то проценты в исследованиях станут совершенно другими.

Хорошо. Эти самые руководители — ​учредители издания. И вполне логично, что они хотят видеть себя в газете. Это совершенно нормально. Было бы странно, если бы было по-другому. В конце концов они «кормят» газету и, по сути, платят вам зарплату. Так постарайтесь волков убить и овец не тронуть. У вас есть центральный снимок, доказывающий суть обсуждения. Не поленитесь поставить в материале один-три снимка с портретами тех депутатов или чиновников, которые, скажем, приняли наиболее активное участие в заседании или стали авторами каких-то ярких выступлений. И рядом — ​цитаты. И это самый простой пример. Варианты решения могут быть разными. Главное — ​найти содержательный способ привлечения читателя к таким текстам.

Другой вопрос, как это объяснить вашим учредителям. Наверное, только силой убеждения. Ну и результатами опроса «Левада-Центра»…

 


Авг 30, 2016
Навыки кодирования помогут журналистам сохранить власть над текстом
Миллионные Салоники лишились двух городских ежедневок за два года
Пять человек, которые в этом году изменили наш журнал к лучшему