Рождённые репортёрами

Современные школьные программы постепенно форматируются в сторону практикоориентированных дисциплин. Это не значит, что станет меньше наук, просто практика станет первой и сблизит ребят с компетенциями, что ждут их во взрослой жизни. Так, ученики школ участниц проекта Junior Skills осваивают практики медиажурналистики – а съёмка видео для блога или репортаж из родной школы в Instagram направляют их медиа-привычки в профессиональное русло.

Сегодня читателю удобно получать информацию в виде инфографик, карточек, видео и специально свёрстанных текстовых блоков. По сути, современный ребёнок и есть журналист. Он рассказывает новости своего мира через посты в соцсетях. Умеет пользоваться медиаресурсами, выражать себя через текст, фото, видео, быть оригинальным и даже продавать.

 

 

My mother got mad at me because I used the pasta that we were suppose to have for dinner... Like if u cry

Фото опубликовано Liam Miscellaneous (@waverider_)

 
Настоящее дитя social media эры – это подросток из Новой Зеландии Лиам Мартин, который раскрутил свой аккаунт в Instagram с помощью фотопроекта, где делал копии на глянцевые фото знаменитостей. В роли модели выступал, конечно, сам Лиам. Фото: instagram.com/waverider_

Школьники обладают теми техническими навыками, которые состоявшиеся журналисты только осваивают. Но в основе компетенции лежит куда больше умений — грамотное письмо, знание жанров, навыки ресерча, эрудиция для прослеживания взаимосвязей и т. д. Чтобы привить интерес к этой важной сейчас профессии и дать возможность опробовать себя в ней, ребят обучают журналистскому мастерству в школах — участницах программы Junior Skills. В других школах тоже создают кружки юного журналиста, чтобы развивать профориентацию у детей в этой области и развивать прикладные навыки в русском языке. Ведь первое, чему должен научиться школьник, мечтающий стать журналистом, это писать. Даже если он будет снимать видеоролик для своего блога, а потом и для издания, то концепцию проекта всё равно придётся описывать «русским языком».

«Я в первую очередь ориентирую школьников на умение пользоваться языком, в меньшей степени мы охватываем журналистскую специфику: жанры, форматы преподнесения материала или медиаинструменты. Детям нравится выражать себя — тут есть чем заинтересовать ребёнка. Любимый жанр — интервью, ребята с интересом опрашивают родителей, учителей, — говорит Ольга Зеленина, преподаватель русского языка и литературы московской школы № 2075. — Пока мы работаем в аналоговом формате, без охвата цифровых технологий и интернета, но я считаю, что важно привить навыки обращения с русским языком, как фундамент, остальное — впереди».

Существует масса медиашкол и курсов юного журналиста — платных и бюджетных. Например, поступая в такую школу при МГУ, ученик уже должен обладать пониманием профессии. На вступительных тестах от него ждут проявления творческих способностей, эрудиции, самостоятельности суждений, грамотности и живости языка. Сейчас журналистика — часть огромного рынка, где не столь важно авторство, сколько профессионализм, скорость и конвертируемость материала во все возможные форматы — от бумаги до соцсетей.

Новости — также продукт, который учитывает запросы аудитории и соревнуется в потребляемости на рынке. А основной журналистской единицей по-прежнему остаётся факт.

«Наш кружок юного журналиста выпускает газету СO2 (Сity of Оthers — город непохожих), так мы решили назвать наше ученическое самоуправление. Углекислый газ — продукт жизнедеятельности человека и основа жизни, а новости — тоже продукт, на основе которого строится множество жизненных явлений, — рассказывает Алёна Рамонова, педагог-организатор школы № 1788. — У нас примерно пять активных детей-блогеров со своими пабликами, вообще, жанр видеоблога — самый популярный.

В кружке изучают теорию, но в основном в формате экскурсий — были в гостях на ТВ, на радио «Эхо Москвы» и «Европа Плюс». Мы провели онлайн мастер-классы с Антоном Комоловым и Еленой Обитаевой через скайп. Так мы ещё и учимся использовать цифровые инструменты в работе с живым контентом».

Традиционно схема подготовки журналиста опиралась на филологические науки, но сейчас — на практикоориентированность. Так изменяется привычная система образования журналиста в вузах, а теперь — и в школах, где по программе Junior Skills преподают журналистику и медиажурналистику, выпускают школьные СМИ, снимают репортажи, учатся продвигать контент в интернете. Например, маркетинг СМИ юные журналисты из школы № 1788 изучают на своих же кейсах — проводят акции в соцсетях, такие как #доброживетв1788 в VK. Результаты анализируются, на них ученики оттачивают слог в соцсетевом пространстве и корректируют формат публикаций.

«Редактор мотиваторов» и «модератор мемов» уже не являются скиллами из будущего, это уже настоящее, ведь всё больше жанров из соцсетей и единиц распространения информации используется самыми крупными изданиями. В этом смысле, чем моложе журналист, тем он легче ориентируется в цифровых форматах.

Современный журналист должен ориентироваться в политических, социальных, правовых реалиях — для школьников миром освещения является их родная школа, они осваивают инструменты в микроформате, так что в большом мире им останется только сменить масштаб.

Мир современных медиа огромен, технологичен, мультимедиен. И интересен. Потому что «рассказывает истории», а современному ребёнку нравится делиться историями с миром. Digital-продюсер, медиааналитик, медиаменеджер — профессии, уже актуальные на рынке журналистики, во главе которого сейчас стоят медиамагнаты, владельцы крупных холдингов. В скором времени среди журналистов появятся такие специалисты, как оптимизатор заголовков, мастер стори-шеринга (человек, ответственный за написание текста, который вызовет наибольшее количество репостов), редактор слайд-шоу, репортёр в соцсетях и т. д., — они уже тестируются на рынке. Но почему бы не стать медиамагнатом, таким как Опра Уиндфри, Говард Стерн, Тед Тернер, или не изобрести новый медиаязык? Свежим умам всё под силу, главное — задать нужное направление.

Заходное фото: СМИ ГБОУ Школа №2120

Дек 16, 2016

Ведущие СМИ пробуют зарабатывать на брендировании товаров

Рассылка New York Times, посвященная «Игре престолов», сразу набрала более 60 тысяч подписчиков

Василий Лебедев, ректор школы ИКРа, прочитал лекцию «Как придумывать образование» на московском дизайн-заводе «Flacon» 16 августа...