«Самопиар губернаторов» — от «самоцензуры» в СМИ

Совет по правам человека проанализировал, к чему приводит «покупка лояльности» местной властью

В марте в Администрации президента прошло мероприятие, крайне важное для судьбы медиаотрасли России. Эксперты и редакторы СМИ пытались выработать рекомендации по мерам господдержки прессы. ЖУРНАЛИСТ выделил пять ключевых положений доклада, который был опубликован 24 марта на сайте СПЧ.

Самый популярный вид гос­поддержки СМИ в регионах — «информационные контракты». В 2015 году в 61 субъекте РФ на них было потрачено 14 млрд рублей (это чуть больше половины всего объёма средств, использованного в 77 регионах). Другая популярная форма — это целевые субсидии (36,74% общего объёма средств). Остальные типы государственной поддержки: нецелевые субсидии, гранты, оплата пуб­ликаций на коммерческой основе развиты достаточно слабо. Регионами-лидерами по объёму поддержки СМИ являются Москва (11 млрд руб.) и Ямало-Ненецкий автономный округ (1,5 млрд руб.).

Львиная доля государственных денег оказывается у региональных телерадиокомпаний (34,8%) и «региональных вставок» на федеральных телеканалах (26,5%). На печатную прессу приходится 26,6% общего объёма средств, в том числе 1,2% — на региональные вкладки в федеральные газеты и журналы. Небольшие деньги (8,3%) достаются и специализированным медиа: прессе на национальных языках, для детей, инвалидов и т. д. На поддержку сетевых изданий расходуется 3,9% общего объёма средств.

Совет по правам человека разделяет обеспокоенность таким вредным явлением, как «самопиар губернаторов». Вместе с тем СПЧ полагает нецелесообразным использовать в данном случае метод уголовной репрессии, прежде всего из-за невозможности определить чёткие юридические критерии, определяющие понятие «самопиара». Более того, проблема не столько в «самопиаре», сколько в «самоцензуре», то есть боязни журналистов объективно освещать деятельность региональных и местных органов власти.

Государственная поддержка СМИ в том виде, в котором она оказывается сегодня, приводит не к повышению качества журналистики, а к вытеснению содержательных материалов из СМИ. «Поддержка» в форме покупки лояльности выливается в бессодержательность, в вытеснение из СМИ актуальной повестки дежурными пресс-релизами. Исчезают целые жанры, которыми по праву гордилась российская школа журналистики: расследования, очерк, аналитика. Прерывается обратная связь: СМИ, по сути, возводят в сознании людей «потёмкинские деревни». Опасность такого положения становится тем более очевидной в условиях экономического кризиса, когда у органов власти может возникнуть потребность обсуждения с гражданами, местными сообществами необходимости непопулярных решений. Сложившаяся система «покупки лояльности» СМИ уничтожила каналы коммуникации между обществом и властью. Региональные и местные СМИ как площадки для обсуждения серьёзных социально значимых вопросов оказываются непригодны.

Социально значимые СМИ должны получить на государственном уровне экономические и иные преимущества перед развлекательными изданиями и телеканалами, а также перед теми СМИ, которые только симулируют журналистику, а на самом деле лишь осваивают средства господдержки. Совет по правам человека не видит аргументов в пользу того, чтобы отказаться от государственной поддержки СМИ, тем более в период экономического кризиса. Лишение такой поддержки привело бы сегодня к вымыванию серьёзной журналистики, росту заказных публикаций. Вмес­те с тем государственная поддержка должна рассматриваться обеими сторонами не как «покупка лояльности», а как создание благоприятных условий для выполнения журналистами их обязанностей перед обществом: правдиво информировать аудиторию о состоянии дел в стране и мире, в регионах и муниципалитетах, вскрывать недостатки и злоупотребления, анализировать и оценивать деятельность властных структур, способствуя тем самым её совершенствованию. В то же время необходимо обеспечить, чтобы государственная поддержка оказывалась именно социально значимым СМИ. С этой целью в законодательстве нужно обозначить чёткие критерии, позволяющие определять социально значимые СМИ, и механизмы участия органов журналистского сообщества в применении этих критериев.

 


мая 1, 2016
Подборка лучших региональных статей по версии ЖУРНАЛИСТА
Редакции сразятся за лучшее освещение документов об убийстве Кеннеди
Рецепты успеха от петербургского интернет-издания