Снотворное, включаемое в розетку

В одной из недавних программ на канале «Россия 1» прозвучала интересная мысль: даже самая яркая женщина проигрывает в сравнении с телевизором. А дальше автор репортажа о 25-летии «Вестей» довольно точно сформулировал сущность российского ТВ: «Оно вплотную приблизило к нам тот мир, который зовётся безумным…»

Чуть позже в итоговой информационно-аналитической передаче было высказано ещё одно наблюдение, посвящённое работе федеральных каналов: телевидение — это богатство бедных, привилегия непривилегированных, элитный клуб для людей из толпы. Не уверен, что эта сентенция справедлива на сто процентов, но доля правды в ней, безусловно, есть. Как говорится, смотри телевизор и увидишь, что твои кумиры отнюдь неангелы и не супермены — они вообще такие же, как ты, а значит, у любого «телемана» есть шанс стать «звездой» (те самые 15 минут славы).

Возможно, именно по этой причине отечественное ТВ не утруждает себя созданием по-настоящему увлекательных и глубоких просветительских проектов. Зачем корпеть над «шедеврами», когда зрителей вполне устраивает стандартная «жвачка для глаз»? Здесь всё подчинено пресловутому рейтингу, а он, как известно, величина непостоянная. К тому же весьма туманными представляются и методы, с помощью которых этот самый рейтинг выводится. Кстати, только на телевидении существует теория, согласно которой каждый новый миллион зрителей вынуждает продюсеров снижать уровень программ. Не случайно самые популярные развлекательные проекты и телешоу постепенно становятся всё менее интересными, и в конечном счёте превращаются в набор стандартных номеров, лишённых всякой новизны и оригинальности. В качестве примера могу привести такие некогда нашумевшие программы, как «Точь-в-точь», «Место встречи» или «Специальный коррес­пондент». Сейчас все эти проекты не только утратили первоначальный шарм, но и попросту превратились в рутинные передачи, которые, похоже, скучно делать самим авторам, не говоря уже об огромной армии телезрителей. Вообще наречие «скучно» стало, пожалуй, главной характеристикой нынешнего российского телевидения — оно вялое, назидательное и совсем неинтересное. Недаром многие эксперты и обозреватели называют федеральное ТВ «снотворным, которое включают в розетку». Появилась даже своеобразная классификация, состоящая всего из двух категорий программ: провальные и неуклонно проваливающиеся. Как остроумно заметил мой коллега, арт-обозреватель «Труда» Сергей Беднов, «в Москве и Питере мусор уже не выбрасывают — его перерабатывают в телевизионные шоу».

Впрочем, мне совсем не хочется выглядеть брюзгой, которому решительно всё не нравится. Должен признать, что некоторые передачи и документальные фильмы, снятые корреспондентами федеральных каналов, «снотворными» назвать никак нельзя. Именно эти «бодрые» журналистские работы и составили майский рейтинг. На третьем месте уверенно расположилась Саида Медведева и её картина-исповедь «Репортёр», посвящённая 25-летию программы «Вести». Это классный фильм, рассказывающий о работе тележурналистов ВГТРК. Здесь на редкость органично сплелись блестящие съёмки операторов главного государственного канала страны и честные, проникновенные, иногда ироничные монологи известных репортёров, которые каждый день снимают свои сюжеты для информационных передач канала «Россия». Медведева говорит о них так: «Для этих людей нет ничего невозможного. У них два врага — время и пространство. Эти парни и девушки — нервная система нашего общества. Они исповедуют одну и ту же религию — говорить правду и ­ничего кроме неё…»

Не менее профессиональным и убедительным, чем проект Саиды Медведевой, стал фильм Петра Любимова «Мост на родину». Эта работа была показана 16 мая на канале ТВЦ в рамках информационно-аналитической программы «События». В новом проекте известного журналиста рассказывается о людях, которые в сложнейших условиях строят керченский мост. Любимов снял на редкость достоверную и яркую картину. На мой взгляд, он сумел увлечь зрителей интересным сюжетом и при этом откровенно рассказал о проблемах, которые волнуют героев фильма. Разумеется, мимо такой работы пройти нельзя, и я с удовольствием присуждаю второе место в рейтинге Петру Любимову.

Что же касается победителя, то здесь вне конкуренции Юрий Рост и его документальный проект «Рэгтайм, или Разорванное время», посвящённый великому учёному-физику, правозащитнику и нобелевскому лауреату Андрею Сахарову. Этот фильм вышел в эфир 18 мая на канале «Культура». Картина построена на воспоминаниях самого Роста и уникальных кадрах, запечатлевших академика в годы горьковской ссылки. Разумеется, по ходу ленты автор рассказывает о своих встречах с ним и о том, как были сделаны знаменитые на весь мир фотографии Сахарова. Примечательно, что Юрий Рост был единственным журналистом, встречавшим Андрея Сахарова и его жену Елену Бонэр на московском вокзале после их возвращения из ссылки. Словом, программа сделана блестяще, здесь все компоненты на высочайшем уровне — от яркого и трепетного журналистского текста до профессиональной операторской ­работы и монтажа.


мая 31, 2016
Юлия Калинина, обозреватель «МК», «Золотое перо России», рассказывает о работе и о себе
15 декабря — День памяти погибших журналистов. В этом году он пройдёт уже в двадцатый раз
Выбрать наилучший заголовок из нескольких можно уже после публикации, когда читатели проголосуют кликом