Страсти вокруг «Таинственной страсти»

Всю минувшую неделю сериал «Таинственная страсть» вызывал бурные споры. Собственно, они продолжаются и сейчас, поскольку заключительные серии картины будут идти по Первому каналу вплоть до 9 ноября

В основе этого фильма - одноименный роман Василия Аксёнова, а режиссером ленты выступил Влад Фурман. Сериал снят по сценарию Елены Райской, продюсерами громкого проекта стали Константин Эрнст и Денис Евстигнеев. Участие последних, как мы понимаем, гарантировало фильму неисчерпаемый бюджет и мощную рекламную компанию на том же Первом канале. Понятно, что картины такого масштаба, да ещё на модную нынче тему «шестидесятников», почти всегда воспринимаются неоднозначно. Вот и «Таинственная страсть» вызвала бурю эмоций – от абсолютной и полной неприязни до слезливого восхищения. Теперь разгромные рецензии от одних зрителей и критиков соседствуют в соцсетях с положительными откликами других зрителей и критиков.

Признаюсь, я не столько следил за перипетиями самого сериала, сколько за оценками, которые выдавали фильму активные «фейсбукеры» и «твиттеристы». Если суммировать все отклики в пользу ленты Фурмана, то получится следующее: «Таинственная страсть» - ювелирная работа в смысле отображения так называемого духа времени. Как написал в ФБ журналист Дмитрий Михайлин, «возможно, впервые в современном русском кино авторы не играли ни на чьей стороне, не пытались что-то доказать и в чём-то убедить». Они просто изобразили время таким, каким оно было. Герои картины показаны без прикрас – со всеми недостатками и пороками, которые были им присущи».

Что же касается противников картины, то квинтэссенция их претензий сводится к следующему: «Таинственная страсть» - лента совершенно фальшивая. Там всё недостоверно. А самое страшное, что герои фильмы говорят хрестоматийные банальности, причем делают это с видом каких-то глобальных озарений: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха или успех!», - многозначительно заявляет на похоронах Пастернака молодой поэт Ян Тушинский. А в другом кадре уже постаревший Аксёнов изрекает не менее «свежую» истину: «Оттепель – это символ свободы!» Потом он же констатирует: «Иосиф Бродский – поэт, которого судили за тунеядство, потому что он нигде не работал»…

В довершение ко всему авторы фильма последовательно перечисляли события из школьного учебника истории, но при этом не смогли толком передать ту самую атмосферу, которая породила и самого Аксёнова, и всех его друзей-литераторов.

Когда сравниваешь позитивные и отрицательные точки зрения на «Таинственную страсть», нельзя не заметить, что они исключают друг друга: первые хвалят создателей ленты за точно переданное время, вторые низвергают фильм именно за то, что в нём неверно показано это самое время. Лично я смотрел сериал с интересом. Он, безусловно, чересчур схематичен, не во всём выстроен, иногда грешит неправдоподобными сценами, но в целом снят и сыгран хорошо.

На мой взгляд, правы и те, кто ругает «Таинственную страсть», и те, кто её безоговорочно принял. В любом случае сериал взбудоражил общество, заставил его высказываться, а это уже большое достижение, поскольку пробудить нашего зрителя ото сна не так-то просто. Думаю, именно этого и добивались Фурман, Райская, Эрнст и Евстигнеев.

 

Фото: mvestnik.ru

 


Ноя 7, 2016
Юлия Калинина, обозреватель «МК», «Золотое перо России», рассказывает о работе и о себе
15 декабря — День памяти погибших журналистов. В этом году он пройдёт уже в двадцатый раз
Выбрать наилучший заголовок из нескольких можно уже после публикации, когда читатели проголосуют кликом