Свободный курс Владимира Овчинникова

Кто он, главный редактор? У каждого на этот вопрос есть свой ответ. «Журналист» знакомит читателя с победителями конкурса «Главный редактор года – 2016» проекта «Золотой фонд прессы»: Владимир Овчинников (газета «Свободный курс»)

АМБИЦИИ — ​ДВИГАТЕЛЬ ИДЕИ

— Чтобы газетный проект стал успешным, а на мой взгляд, четверть века жизни газеты — ​это всё-таки признак успеха, надо, чтобы тебя вели амбиции. Амбиции были! К счастью, не у меня одного, — ​говорит Владимир Овчинников.

В «Алтайской правде» он сдружился с Юрой Пургиным, редактором отдела экономики, и Вячеславом Соколовым, который отвечал за городскую полосу. «Мы общались, говорили о событиях, делах, материалах, иногда на ходу, стоя над свёрстанной полосой, иногда после работы за чашкой чая или за стопочкой, — ​вспоминает Владимир Овчинников. — ​Так родилась мечта о своей независимой газете. Но сначала придумали воскресный выпуск «Алтайки», потом у нашей троицы возник замысел, так сказать, переходного периода: стать журналистскому коллективу соучредителем воскресного приложения. Эту новацию не поддержали. На очередном обсуждении, а это было партсобрание, я обострил ситуацию, сказал: мы подошли к той черте, когда надо принимать решение. С нашей точки зрения, рационально вступить в эксперимент, но если вы не готовы к нему ни формально, ни морально, то я не готов дальше работать в прежнем формате и выхожу из игры».

Это была бомба: ответственный сек­ретарь газеты, утверждённый в должности бюро крайкома партии, не имел права так своевольничать.

Вышел и написал заявление об увольнении по собственному желанию. Решил, раз говорили об амбициях, то надо быть и в личном плане амбициозными. «Ребята, мягко говоря, были не подготовлены к такому демаршу. Мы его не согласовывали. Но сказали: тогда и мы уволимся…» — ​рассказывает Овчинников.

Газета легла на свободный курс 28 декабря 1990 года. В обращении к читателям был сформулирован подход к журналистскому манифесту: независимая газета возможна; независимая прежде всего от партийных догматов, от чужих денег.

Юрий Пургин, генеральный директор издательского дома «Алтапресс»:
— Владимир Овчинников — ​это камертон газеты, ответственный издатель, с которым всегда сверяю свой директорский голос. Во время выборов в Госдуму 2006 года в кабинете высокого начальника нам предложили опубликовать на выбор любой из трёх материа­лов, которые явно портили репутацию одного кандидата. Иначе нас обещали «наказать». Мы посмотрели друг на друга, рассмеялись и дружно отказали чиновнику. Он так и не понял, что без принципов для нас газеты просто нет.

 

После сухомятины официальной прессы были востребованы эмоции. После всплесков приходит пора размышлений. И «Свободный курс» менялся, но не хаотично

РАЗНЫЕ КОМАНДЫ

— Редакция начиналась с трёх журналистов, они же соредакторы, которые взяли на себя обязательство заполнить газету контентом. И заполняли! Мы, естественно, искали единомышленников. Принимали тех, кто разделял наши подходы к тому, как должна функционировать пресса, наше понимание свободы, мотивации, кто был готов работать в команде, — ​отмечает Владимир Овчинников. — ​Мы поймали свою волну, поменяв формат журналистского высказывания. Я просил корреспондентов привлекать и массивы данных, и детали, речевые характеристики, которые обычно не показывала пресса, оперировать эмоциями, чувствами, говорить то, что они видят, о чём думают. У наших материалов не было «вползания» в тему, они энергично, с первых фраз включали читателя в проблему. Я очень жёстко сокращал навороченные словесные конструкции, но бережно сохранял авторский стиль, и газета не выглядела «однотонной».

Леонид Вихрев, директор школы практической журналистки ИД «Алтапресс», одно из лучших перьев «первого набора» «СК»:

— Володя, безусловно, командир. Но большинство своих приказов он отдаёт только тогда, когда выслушает мнения всех «заинтересованных сторон». Он обладает довольно ценным и довольно редким качеством: даёт возможность с ним поспорить, с ним интересно спорить, и он сам любит поспорить. Особенно когда понимает, что коллективное обсуждение приведёт к максимально плодотворному результату. Да, Овчинников может иногда быть не в меру «упёртым». Но проходит чуть-чуть времени, и ты понимаешь, что «упёртость» эта основана не на голом желании доказать собственное превосходство, а на чёткой и убедительной системе аргументов.

— Сейчас поменялся дискурс. Газета апеллирует не к эмоциям, хотя они есть, но предаются другими способом. Она исповедует рациональный подход. Это не значит, что она хуже. Сегодня время другое. Люди по-другому думают и чувствуют. После сухомятины официальной прессы были востребованы эмоции. После всплесков приходит пора размышлений. И «Свободный курс» менялся, но не хаотично, — ​говорит Владимир Овчинников.

Очередные серьёзные преобразования начались три года назад, тогда был сделан неожиданный для местного медийного сообщества и трудный для редакции шаг — ​в «СК» влилось деловое издание «Алтапресса». Началось кропотливое превращение объединённого продукта из газеты новостей в некий «журнал жизни», или ориентир для читателей в сложном и постоянно меняющемся мире. Вместо малых форматов появились большие и хорошо оформленные истории о деловом человеке, для человека.

Под руководством Владимира Овчинникова газета не забывает об эмоциях, которыми насыщены авторские колонки и мнения, и вместе с тем представляет картину дня, знакомит с альтернативными позициями. Вместо инфотеймента — ​той ниши, куда нередко уходят в настоящее время качественные издания, — ​погружает читателя в реальную жизнь, вместо происшествий и чернухи предлагает научно-популярные знания. Была газета о проблемах жизни, стала газета о жизни.

— Краеугольные камни редакционной политики — ​осведомлённость, правдивость, неравнодушие, открытость, респектабельность, лидерство. Газета стала фокусироваться на интересах среднего класса, активных людей. Это повлекло изменение языка, подачи. Неординарные визуальные элементы формируют облик «СК». Качественные преобразования в контенте мы подкрепили переходом газеты с формата А3 на формат «берлинер», — ​резюмирует Владимир Овчинников.

 

Отцы-основатели «Алтапресса» на фоне своих портретов. «Триптих» принадлежит кисти барнаульского художника Добровольского. Он был их другом, создателем логотипа «СК»

УЖЕ НЕ FIRST, НО ДАЛЕКО НЕ SECOND

— Индивидуальное развитие брендов сегодня крайне осложнено, но в этом истоки нового тренда — ​медиаконвергенции, — ​считает Владимир Овчинников. — ​Мы сконструировали компанию, которая может быстро перестраиваться с учётом условий окружающей среды. Сейчас и трёх человек не найдётся, которые занимаются только «СК», все журналисты и редакторы формируют информационный поток, который, по сути, удовлетворяет потребности местного сообщества в информации и в точках зрения. Журналисты интегрированы в мультимедийную редакцию «Алтапресса», одну из первых в стране, и она у нас появилась не только как новое наименование, а как система организации.

Объединённая редакция создаёт разнообразный мультимедийный контент по принципу web first. Но это отнюдь не означает print second. В газете публикуются подробности, аналитические материалы, очерки по теме, вызвавшей первичный интерес у читателей в интернете. А после «пере­упаковки» газетного материала — ​добавления в него архивных ссылок, иллюстраций, аудио- или видеозаписей — ​публикация вновь может попасть в интернет. Это влияет на качество газетного материала и помогает людям быть информированными.

Алексей Шелепов, арт-директор издательского дома «Алтапресс»:

— В «Свободном курсе» я начинал работать не дизайнером, а иллюстратором, рисовальщиком. Тогда, в начале 90-х, у нас не только отдельные элементы оформления, а первые полосы почти целиком были рисованные — ​такой был стиль у газеты. В подавляющем большинстве случае сюжетную идею разрабатывали с Владимиром Алексеевичем. Он метафоры выдвигал, а я накладывал на них визуальные образы. Работая с ним тогда и наблюдая в последующие годы, я увидел, понял роль редактора в газете. Редактор — ​это не тот, кто переставляет слова и кромсает тексты, а тот, кто управляет информацией в комплексе, он её конструктор в рамках издания. Овчинников может моделировать информацию, переводить её в новые смыслы, очень интересные.

Владимир Овчинников  о медиапотреблении и значимости бренда:
— Сегодня меняются условия функционирования на рынке — ​уменьшаются поступления средств от продаж тиража и рекламы, тает подписка. Меняется и структура медиапотребления. Люди интернета перестают читать газеты. Информацию они добывают другими способами.

Бренд в восприятии потребителей утрачивает значимость. Люди не извлекают информацию из газеты — ​«Свободного курса», «Коммерсанта» или «Ведомостей», они ищут интересные для них истории. Они их или устраивают, или не устраивают, и они не привязываются к бренду. Информация оторвана от бренда и живёт сама по себе, гуляет по медианосителям. Тем более важно, наблюдая за этим процессом, поддерживать свой бренд.

На заходном фото: корреспондент газеты Владимир Овчинников с девушками не нежничает, а серьёзно работает. В прядильном цехе шум, как от взлетающего лайнера, вот и пришлось брать интервью на ушко
Фото: «Алтапресс»

Июл 15, 2016
Юлия Калинина, обозреватель «МК», «Золотое перо России», рассказывает о работе и о себе
15 декабря — День памяти погибших журналистов. В этом году он пройдёт уже в двадцатый раз
Выбрать наилучший заголовок из нескольких можно уже после публикации, когда читатели проголосуют кликом