Технологии как информационный повод

 

Что, кому, как и зачем рассказывать?

Сообщения о технологических новинках (от бытовых приборов до прорывных разработок на стыке биологии и информатики) неизменно вызывают интерес аудитории. Но рассказы о модных гаджетах и вести из мира науки – только вершина айсберга.

Есть, например, информационные проекты, обслуживающие сообщества разработчиков открытого кода. А есть журналисты, пишущие об инфраструктурном ПО для менеджеров, которым необходимо принимать решения о выборе той или иной технологии для внедрения в своей компании. В Кремниевой долине, например, существует популярный интернет-телеканал, посвящённый событиям из мира IT, – The Cube. А ещё сами IT-компании часто нуждаются в услугах журналистов (см. ЖУРНАЛИСТ № 12, 2015 или читайте полный текст на MediaToolBox).

 

Что рассказывать?

Давайте рассмотрим десять основных подходов к выбору тем.

1.   О том, чем все будут пользоваться завтра

Этот подход любит мой друг и коллега Всеволод Пуля. Он регулярно балует аудиторию репортажами с презентаций новых продуктов Apple, например. Очевидно, что новинки этой легендарной компании интересуют как фанатов бренда, так и его активных противников, что наглядно показал эксперимент с трансляцией прошлой презентации в социальной сети «Одноклассники». Реакция аудитории на этот опыт сама по себе стала информационным поводом (ресурс MediaLeaks посвятил ей отдельный материал). Притом что тысячи пользователей заплатили своим вниманием за возможность наблюдать трансляцию, которую они встретили «в штыки».

2.    О том, чем сегодня пользуются лишь избранные

Это то, чем регулярно занимаюсь я на страницах данной рубрики. Роботы и дроны, виртуальная реальность и искусственный интеллект. Всё это уже применяют некоторые редакции. Но далеко не все.

3.    О том, как пользоваться чем-то, что у всех на слуху

Многочисленные инструкции мало отличаются по форме и содержанию. В западной технической журналистике этот жанр называют просто «How to...» Как сделать лонгрид или снять сферическое фото?

Главное, чтобы продукт, для которого создаётся инструкция, был по-настоящему известен, но его использование ещё не стало бы «коллективным знанием». Сама инструкция должна быть: а) подробной, б) последовательной, в) хорошо иллюстрированной (описание каждого действия должно сопровождаться картинкой).

4.    О том, чем пользовались наши бабушки и дедушки

Техноретро, почти как котики, неизменно вызывает умиление аудитории. С некоторой натяжкой сюда же можно отнести материалы на тему: как видели наши предки будущее технологий.

5.    О том, как всё будет круто в будущем (или наоборот)

Помните старую песенку: «Устроены так люди, желают знать, что будет»? Это правда! Людям неизменно нравится заглядывать в будущее: «У цыганки со старой колодой хоть один да найдётся клиент». На самом деле – далеко не один.

Но для того, чтобы не прослыть некомпетентным болтуном, нужно либо быть серьёзным футурологом и иметь на руках «козыри» – реальные материалы исследований; либо быть везунчиком, но в этом случае не стоит злоупотреблять предсказаниями. Ну или же зваться Рэй Курцвейл и обладать ресурсами Google, чтобы выпускать в свет самореализующиеся пророчества. Впрочем, страшные сказки аудитория тоже любит.

6.    Сравнения, топы, чарты

Всевозможные «пузомерки» и сравнительные тесты всегда привлекают внимание почтеннейшей публики, почти как петушиные бои. Это ведь тоже своего рода единоборство: кто победит в очередном тесте: Apple или Samsung? Болеем за наших.

Всё это истории, ориентированные на конечного пользователя. Однако есть целый рынок, ориентированный на корпоративных пользователей – на тех, кто читает, смотрит и слушает журналистские произведения не для себя, а по работе. О чём рассказывать такой аудитории?

7.    Как сократить расходы с помощью новых технологий

Я два года занимался тем, что объяснял «корпоратам» преимущества СПО (свободно распространяемого программного обеспечения). Отказ от лицензионных выплат при наличии серьёзной технической экспертизы в компании даёт весьма существенную экономию. Надо сказать, что материалы на подобные темы читают не так охотно, как обзоры гаджетов. Но эти читатели представляют большую ценность для определённого рода рекламодателей, обладающих очень серьёзными рекламными и маркетинговыми бюджетами.

8.    Как релиз нового продукта изменил состояние рынка

Есть люди, которые вкладывают деньги в развитие новых технологий. Им важно понимать, как запуск некоей компанией нового мобильного приложения, например, повлиял на котировки её акций?

Наконец, есть ещё несколько совсем экзотических медиаформатов, ориентированных на узкоспециальную аудиторию. На прошедшем в августе 2016 года форуме OpenStack Silicon Valley была, например, секция, посвящённая тому, как журналистам освещать «открытые» проекты. Оказывается, есть много сложностей: нет единого достоверного источника информации о продукте; продукта, как такового, тоже нет – есть экосистема, включающая в себя множество проектов, из которых, как из кубиков, пользователь может собрать нужное ему решение.

9.    Обозревать новости сообщества разработчиков для клиентов

Задача почётная и сложная. Нужно иметь широкую сеть осведомителей, уметь оценить компетентность того или иного спикера, обладать достаточными техническими компетенциями для того, чтобы проверить достоверность полученной информации. Но основная сложность не в этом, а в том, чтобы сохранить независимость в условиях, когда стая товарищей-разработчиков из разных крупных компаний будут пытаться за солидное вознаграждение использовать вас как инструмент продвижения своих интересов.

10.    Рассказывать сообществу о новостях сообщества

Кажется невероятным, но это факт: зачастую члены сообщества разработчиков СПО не в курсе того, что происходит в соседних с ними проектах. Между тем эта информация критически важна для того, чтобы экосистема сохраняла целостность. Так что спрос на информацию такого рода есть. Оплачивают её создание либо фонды, координирующие работу над проектом, либо наиболее активные игроки, готовые спонсировать условно независимые медиапроекты.

В этом перечне я умышленно не упомянул рассказы о крупнейших игроках индустрии, героях нашего времени, чьи истории успеха волнуют воображение юных читателей: Илоне Маске и Стиве Джобсе, Билле Гейтсе и Марке Цукерберге. О них можно и нужно рассказывать. И для того, чтобы рассказ был содержательным, его, вероятно, следует украсить техническими подробностями. Но всё-таки биографии, как мне кажется, не являются подвидом технической журналистики. Впрочем, здесь есть, о чём поспорить.

 

Кому рассказывать?

Выше я уже коснулся этого вопроса, но на всякий случай повторю: всю аудиторию информации о новых технологиях можно условно разделить на два неравных сегмента – индивидуальные пользователи (B2C-сегмент) и корпоративные (B2B-сегмент).

Первых, очевидно, больше. Но у вторых больше денег. Первые привлекательны для СМИ общего интереса, вторые – для нишевых медиапроектов. При этом нишевые медиапроекты могут быть вполне прибыльными или, скажем так, доходными. Последнее уточнение имеет смысл в том случае, если мы говорим о спонсируемых медиа. Перед ними не ставится задача зарабатывать. Они обслуживают интересы сообщества разработчиков внутри какой-то экосистемы или даже одной компании.

 

Как рассказывать?

Понятно, что рассказывать надо интересно. Проблема в том, что «интересы» у описанных выше групп потребителей разные. Массовой аудитории хочется гламурную историю, инвесторам или корпоративным клиентам – качественную экспертизу, многофакторные сравнения ключевых показателей (производительность, отказоустойчивость, масштабируемость, совместимость и т.п.) и истории успешного внедрения описываемой технологии конкурентами, а инженерам нужны подробные инструкции по эксплуатации, дайджесты, позволяющие сориентироваться в огромных массивах технической документации (как задеплоить клауд с помощью нового инструмента, например, или как правильно задокументировать тесты для только что написанного плагина) и узнать последние известия «с полей» (пример из жизни OpenStack-сообщества: о чём говорили на прошлом митинге разработчики Murano и как это скажется на сообществе разработчиков Community App Catalog).

Так что прежде чем начать что-то кому-то рассказывать, нужно чётко определиться с тем, кому вы адресуетесь, какие бизнес-цели преследуете и откуда планируете получать деньги: от спонсоров, от рекламы или от подписки.

К вопросу о деньгах: рассказывая о гаджетах широкой аудитории, следует ориентироваться на рекламную модель; работая для бизнеса, можно попытаться заработать на подписке, при условии, что у вас «на борту» есть действительно хорошие аналитики и постоянный доступ к эксклюзиву и инсайдам; а если ваши компетенции позволяют работать для инженеров, то есть шанс получить доступ к инвестициям фондов и компаний, заинтересованных в сохранении целостности экосистемы того или иного ИТ-проекта и готовых инвестировать в увеличение её «информационной проводимости».

 

Зачем рассказывать?

Во-первых, рынок новых технологий интересует аудиторию, но при этом даёт возможность для творческой самореализации журналиста. Техническая журналистика сегодня – одна из самых «чистых» разновидностей «второй древнейшей» профессии.

Во-вторых, работая среди инженеров, можно рассчитывать, что их стандарты офисного комфорта и даже оплаты труда хоть в какой-то степени распространятся на вас. Материальная сторона вопроса имеет большое значение.

В-третьих, есть основания полагать, что не политика будет определять стиль и качество жизни людей в самое ближайшее время, а доступ к тем или иным технологиям. Пожалуй, можно даже сказать, что технологии будут определять политику. А потому рассказывать о технологиях нужно хотя бы для того, чтобы сохранить себе в будущем место под солнцем.

Фото: shutterstock.com

Окт 8, 2016

Как сделать промо проектов издательского дома, заполучить доверие читателей и показать, что твои журналисты — герои

Предложение для журналистов из развивающихся стран, конкурс видео об изменении климата и оплачиваемая стажировка в американской...

Издатель сити-гида «Выбирай» — о том, почему группа Paramon больше не выпускает свои журналы в Челябинске