Творчество как элемент успеха

Каждый рабочий день главному редактору приходится заниматься огромным количеством разных дел. Как он все успевает, — ЖУРНАЛИСТ узнаёт из опыта главного редактора газеты «Выксунский рабочий»

Я — ​счастливый человек, потому что вообще не помню, чтобы у меня возникала мысль: «У-у-у, завтра опять на работу». Я всегда хочу. У меня абсолютная уверенность, что работа не прекращается никогда. Даже разговаривая с людьми не по работе, ловлю себя на мысли, что задаю вопросы так, как делала бы это в интервью. Газета приучила мыслить по-особенному, практически любое событие воспринимается мной с точки зрения, есть ли в нём информационный ­повод или нет.

Я — ​главный редактор районки, живу в небольшом городе Выксе Нижегородской области. Здесь живёт 50 тыс. человек (всего в округе — ​80 тыс.). Такие города нынче называют моногородами: есть градообразующее предприятие — ​Выксунский металлургический завод, на нём работает почти половина трудоспособного населения. Но поверьте, новости не заканчиваются только сообщениями о том, сколько выпустили труб или куда будем поставлять очередную партию колёс. Если смотреть внимательно, вникать, то новостных поводов — ​масса. Может быть, поэтому у нас столь сильна конкуренция в СМИ. Кроме нас есть ещё шесть газет, два журнала, радио и телеканал. Да, чуть не забыла, есть три городских сайта. Так что расслабляться некогда. Нельзя сдавать позиции, завоёванные за долгие 95 лет истории газеты, поэтому мы работаем в очень плотном режиме.

План действий

Итак, подъём всегда в 5:05, потому что минимум 40 минут нужно на то, чтобы мысли привести в порядок, составить план дня, понять, какие и кому дать задания и как организовать рабочие процессы — ​всё должно работать как часы. Официально рабочий день ­начинается с восьми, но я приезжаю раньше. В офисе тишина. Нет телефонных звонков, визитов посетителей и отвлечения на вопросы сотрудников. ­Можно разобрать особо важные ­документы и отчёты, а они есть всегда.

В 9:00 планёрка журналистов. Мы проводим её каждое утро. Я уже даже не представлю себе, как раньше мы собирались все вместе лишь раз в неделю. Такое обсуждение планов и задач на день каждого журналиста даёт возможность отбирать в газету самые актуальные материалы, выстраивать «выходы в поля» так, чтобы запечатлеть максимальное число событий, происходящих в округе.

Ещё один плюс ежедневных планёрок — ​более чёткая логистика по использованию машины. Она в редакции одна и нужна не только ­журналистам, но и коммерческому отделу. И для распространения тиража (а розница на нас работает в 70 торговых точках округа), и для поездок к рекламодателям, и т. д. Следующая планёрка — ​с рекламным отделом, как правило, более сложная для меня с эмоциональной точки зрения, потому что, буду откровенна, финансовые дела редакции совсем не радужны. А ведь восемь лет назад, только став главным редактором, я наметила для себя задачу сделать старейшую в ­городе газету доходным изданием.

Ещё один пункт, который присутствует в работе главного редактора каждый день, — ​планёрка с дизайнерами. Обсуждаем, что успели сделать, какие остались «дырки», кого из журналистов поторопить. Впрочем, я не всегда вызываю коллег к себе в кабинет. Я люблю просто пройтись по всем кабинетам и спросить, что успели сделать за день, нужно ли чем-то помочь. Мне кажется, что такое общение один на один неформально, и это работает на создание команды, а команда в нашем деле очень нужна.

 

Мне кажется, что такое общение один на один неформально, и это работает на создание команды, а команда в нашем деле очень нужна
Редакция «Выксунского рабочего» участвует в общегородской демонстрации. 1 мая 2010 года

Работа

Всё! Больше конкретных пунктов плана нет. Невозможно написать, что с 10:00 до 11:00 я делаю то-то и то-то, а с 12:00 до 13:00 — ​обязательно обед. Каждый день редактора складывается по-разному. Конечно, я ежедневно вычитываю полосы, точнее сказать, ежевечерне или еженощно. А ещё читаю журналистские материалы — ​в «бумаге». Для того чтобы точнее понимать, на какие полосы их ставить. Уже несколько лет мы застолбили секторы: политика всегда на четвёртой полосе, экономика — ​на пятой, разворот шестой-седьмой — ​тема номера. Есть свои чётко определённые места для выпуска «молодёжки», детской газеты, рубрики советов наших читателей. Такое распределение тем даёт возможность читателю сразу ориентироваться, где искать нужную для себя информацию. Эта навигация удобна и для меня самой, когда по окончании месяца я провожу контент-анализ издания, чтобы понять, все ли темы мы освещаем, ничего ли не упустили. Да и при ­составлении отчётов это полезно. Их только официальных, поверьте, немало, а есть ещё спонтанные, когда звонит какой-нибудь сотрудник из администрации и просит: «Ой, у вас же есть подшивка, подсчитайте, сколько вышло ­статей по нашей тематике, нам срочно ­нужно ­отчитаться перед ­областью...»

Зато я всегда знаю и в процентах, и в физических величинах, сколько квадратных сантиметров отдано под новости губернии, под работу администрации, для ветеранов, учителей, врачей, а сколько ушло под рекламу. В последнее время её количество катастрофически падает, и это печально, ведь муниципальное издание выживает только благодаря рекламодателям. Да, у нас есть субсидии, но они покрывают не более 15% расходов, необходимых для бесперебойного выхода газеты. Поэтому задача как заработать деньги ежедневно стоит перед главным редактором. Делать это можно несколькими способами. Вкратце скажу лишь о трёх из них.

Мы ведём кропотливую работу по тестовой подписке. Суть её в следующем: выбираем пару улиц (примерно 200 домовладений) и разносим четыре выпуска нашей газеты, предварительно анонсируя, что это подарок от редакции. По окончании двухнедельного срока желающие получать газету на постоянной основе могут подписаться у нашего курьера. Не во всех районах тестовая подписка даёт хороший «выхлоп», зато мы общаемся с людьми напрямую, слышим их замечания и пожелания, а потом ­используем это в работе.

Мы пока не можем совсем отказаться от услуг «Почты России», ведь площадь, занимаемая нашим округом, так велика, что организовать собственную службу доставки не представляется возможным — ​очень затратно. Поэтому, чтобы почта не теряла подписчиков на нашу газету, проводим совместные акции.

Рекламодатель для нас — ​в зоне особого внимания. Постоянных мы пестуем и лелеем, новых стараемся привлечь, объясняя, что наше издание пользуется особым доверием у читателей. И это, кстати, чистая правда. ­Перед каждыми выборами ­федеральные ­независимые PR-агентства составляют рейтинг местных СМИ. По уровню доверия и ­читаемости мы всегда на первых ­местах. Сложность в привлечении рекламодателей (особенно в последние полтора года) в том, что наши конкуренты распространяются бесплатно и демпингуют расценки на рекламу. Мы же обязаны продавать рекламные места по фиксированным ценам, утверждённым Советом
депутатов. Хорошо, что есть «люфт» — ​­повышающий ­коэффициент за цветность и ­понижающий на время акций.

 

Звучит пафосно, но это правда: если ты не осознаёшь те социальные обязательства, которые на себя взваливаешь, то незачем идти в журналистику
«Маёвка СМИ» — 2016

Проекты

Мы любим работать проектно. Когда на год вперёд прописываются темы и задачи, понимаешь, к какому результату хочешь прийти.

Именно так — ​проектно — ​мы работаем и над акциями, которые проводим для всего города. В прошлом году это был очень масштабный интерактивный проект «Читают все! Читать полезно!», в ходе которого свыше 4 тыс. школьников написали нам сочинения о пользе чтения. В этом году наша акция называется «Всё будет как в кино». Впрочем, акции не всегда рассчитаны на год. Например, сейчас в самом разгаре подготовка к 75-летию со дня начала войны. Мы задумали уникальную вещь: одновременно сфотографировать всех ныне живущих в округе участников войны. Когда вы будете читать эту зарисовку, наша акция уже завершится, её результат вы сможете посмотреть на нашем сайте.

Кстати, сайт — ​ещё одна огромная ежедневная задача редактора. Вообще-то, он у нас существует давно, с 2009 года. Дважды делали перезапуск, но дальше того, чтобы быть калькой газеты, он не развивался. Опасались, что сайт станет ещё одним конкурентом для самой газеты, и поэтому материалы выкладывали уже после того, как издание попадало к читателям. И только в марте этого года, наконец, решились работать в интернете «с колёс». Любой «выход в поля» подразумевает, что по возвращении информация должна быть обработана и сразу же выложена на сайт.

С больших городских мероприятий мы теперь делаем прямые текстовые и фототрансляции. Удачным получился опыт по освещению фестиваля «Арт-Овраг», который проходил в Выксе три дня. Нашу задумку мы анонсировали на сайте за неделю. Сами не ожидали, что это породит такую конкуренцию: все городские сайты и радио тоже организовали трансляции! Понятно, что давно раскрученные сайты имели большее число заходов, но нужный нам эффект был достигнут. Число посещений сайта возросло почти в три раза. Это очень приятное ощущение — ​видеть такую отдачу, и уже не важно, что у тебя не было выходных и ты работал по 12 часов в сутки.

Ещё одна находка, давшая нам прирост посетителей, была подсмотрена у сетевого издания «Медуза». Каждый вечер мы делаем рассылку по электронной почте, анонсируя материалы, вышедшие за день.

 

Так мы соревнуемся на «Маёвке СМИ»

Отдых

Чуть не забыла про ещё одно обязательное дело главного редактора. Я стараюсь отслеживать выпуски всех СМИ нашего округа, даже радио слушаю по возможности, потому что мне интересно, чем живут коллеги. А в самом начале своего редакторства придумала проводить «Маёвку СМИ»: вот уже семь лет подряд 1 мая мы (все журналисты Выксы) собираемся в моём саду, проводим различные конкурсы, поём, танцуем, фотографируемся. Это всегда весело и полезно, поскольку даёт возможность общаться без чинов и рангов. Вообще, мы стараемся дружить с коллегами. Да, во многом мы конкуренты, но при этом делаем общее дело — ​аккумулируем и передаём информацию: оперативно, актуально, честно. Звучит пафосно, но это правда: если ты не осознаёшь те социальные обязательства, которые на себя взваливаешь, то незачем ­идти в журналистику.

Много лет назад я поняла, что для моей жизни очень важно творчество. К сожалению, работа главного редактора предполагает много других обязательств. Ну как творчески можно подойти к расчёту точки безубыточности? Или к оформлению приказов в рамках ТК РФ? Конечно, у главреда есть рутинная «неинтересная» работа. Казалось бы, само понятие «творчество» несовместимо с серьёзной должностью главного редактора и руководителя муниципального предприятия. Но это только на первый, обывательский взгляд. На самом деле творческий подход к решению повседневных бизнес-задач — ​это уже испытанный инструмент, который применяют в крупных успешных компаниях. Именно этот инструмент помогает мне просыпаться каждое утро в 5:05 и с нетерпением ждать событий нового дня. Как он пройдёт? Со всеми ли задачами справлюсь? Что придумаю ­нового, интересного, полезного?

Наверное, это и есть счастье.

На заходном фото: презентация газеты «Выксунский рабочий» на фестивале, организованном Союзом журналистов Нижегородской области
Фото: Ольга Попова, Сергей Ермолаев

Июл 10, 2016

54 гранта для журналистов со всего мира. Сохраняйте и делитесь с коллегами

21 правило работы от профессионалов своего дела

Интервью Радио Свободы с критиком Славой Тарощиной — о больших переменах на телевидении и кризисе главного канала страны