В критическом состоянии

Признаем: положение нашей отрасли стало крайне тяжёлым. И на фоне экономического кризиса, снижения доходов населения, роста цен на бумагу и тарифов на подписку, административных барьеров и изменений в отечественном законодательстве в области СМИ оно продолжает ухудшаться. Газеты и журналы закрываются прежде всего по экономическим причинам. Типографская бумага безудержно растёт в цене за счёт бесконтрольной деятельности перекупщиков и оптовиков. Киоски прессы уничтожаются со скоростью в среднем 10 объектов в день. В стране их осталось всего 23 тыс., тогда как пять лет назад было 42 тыс. Не стоит сбрасывать со счетов и отношение к рынку прессы государственных органов всех уровней. В верхах делается ставка на цифровые гаджеты и интернет, поскольку там преобладает мнение о скорой кончине печатных СМИ.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Многие проблемы, с которыми сталкивается медиасообщество, вызваны несовершенством законодательной базы в области СМИ. Несмотря на многочисленные обращения в соответствующие органы, так и не решаются задачи по либерализации налогообложения предприятий отрасли, по оказанию поддержки распространителей прессы в виде льготных условий аренды, льготных налоговых ставок на имущество, по земельному налогу и т.д. 

МНОГИЕ ПРОБЛЕМЫ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЕТСЯ МЕДИАСООБЩЕСТВО, ВЫЗВАНЫ НЕСОВЕРШЕНСТВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ В ОБЛАСТИ СМИ

Более того, некоторые законодательные акты, принятые в последние годы, крайне негативно повлияли на бюджеты издателей и распространителей периодики. Например, в результате запрета рекламы в прессе алкогольной, табачной продукции и биологически активных добавок издатели потеряли 15–20% рекламных доходов.

Запрет продажи в киосках прессы табачных изделий ещё больше ухудшил экономику отрасли печатных СМИ. Эта мера не сократила потребление табака, но вызвала уменьшение на 25–50% продажи периодики, а это обеспечивало внебюджетную поддержку развития рынка розничного распространения газет и журналов.

Применение закона, ограничивающего участие иностранного капитала в российских СМИ, вызвало его отток из страны. Резкое сокращение инвестиций в нашу отрасль привело в 2015 году к снижению общего объёма розничных продаж на 6%, или потерям на рынке в размере 2,8 млрд рублей. Следует отметить, что зарубежные рынки выживают во многом за счёт того, что регулярно появляются новые издания. Тогда как российские законодательные инициативы приводят к сокращению возможностей для инвестирования в новые медиапродукты.

Особого внимания требует проблема ассортимента в бизнесе по продаже прессы. Стремление дистрибуторов повысить доходность киосков, удержать цены на периодику с помощью сопутствующих товаров сталкивается с очередной административной преградой. Региональные администрации в подавляющем большинстве случаев игнорируют интересы распространителей, не делая различия между прессой как социально значимым товаром, и другой, безусловно, необходимой для населения, но всё же несколько иной категорией продукции повседневного спроса. 

 

РОЗНИЦА

Киосковая розница на сегодняшний день составляет 65,5% в общем объёме распространяемого тиража, то есть по-прежнему остаётся основным каналом реализации газетно-журнальной продукции, который, как уже было сказано, неуклонно сужается. 

Такому развитию событий в какой-то мере способствовало то, что до последнего времени в стране отсутствовали нормативы, регламентирующие на законной основе обеспеченность населения торговыми объектами формата «Печать». Рекомендации Минкомсвязи РФ на этот счёт, прописанные в известном приказе № 197, чиновники на местах просто не считали нужным исполнять, пользуясь тем, что право выдачи разрешений на установку и снос киосков принадлежит только органам муниципальной власти. 

От владельцев киосковых сетей из разных регионов в АРПП поступает информация о том, что местные органы власти, в частности, широко практикуют отказ в продлении договоров аренды, перепрофилирование торговых объектов из категории «Пресса» в другие категории и просто снос.

Определённый оптимизм вызывает постановление правительства № 291, в котором впервые в истории отечественного рынка прессы закрепляется базовый показатель минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции. Как показал проведённый АРПП мониторинг, сегодня в целом по стране требованиям этого постановления отвечают лишь 40% территорий субъектов.

 

МОСКВА

В число субъектов РФ, где не выполняется минимальный норматив, входит и Москва, некогда бывшая среди инициаторов позитивных преобразований на медийном рынке. Действительность такова, что количество нестационарных торговых точек всех специализаций сократилось за последние три года с 20 тыс. почти вдвое.

Проводя линию на реорганизацию уличной торговли, власти Москвы осуществили деприватизацию городских киосковых сетей формата «Печать». Теперь газетными киосками в столице владеет специально созданное казённое предприятие «Мосгорпечать», которое сдаёт их в аренду распространителям, победившим в проводимых «Мосгорпечатью» конкурсах. 

Принципы, по которым проводятся конкурсы, ориентированы не на решение задач удовлетворения потребностей москвичей, а на извлечение максимальной прибыли. По этой причине в числе победителей торгов в немалом ряде случаев оказались бизнесмены-новички, никогда до этого не занимавшиеся данным видом деятельности. А профессионалы уходят с рынка. Из предприятий, созданных в период приватизации и в 2000-е годы по постановлениям мэра и правительства Москвы, не осталось почти никого.

Ещё одним ощутимым ударом по столичной системе распространения периодики стало решение городских властей о полном прекращении с 1 января 2016 года торговли прессой в метрополитене.

Необходимо подчеркнуть, что главным действующим лицом в реформировании розничной торговли в столице, в том числе и торговли прессой, выступает Департамент торговли и услуг, сотрудники которого, видимо, не понимают особенностей реализации такого специфического товара, как пресса, или, что хуже, просто игнорируют их. 

По нашему убеждению, осуществляемые столичными чиновниками меры ведут к развалу рынка печатных СМИ. При этом издатели несут убытки из-за сокращения проданных тиражей в Москве. За последние три года продажи ежедневных газет в целом по Москве упали на 50%, а в некоторых центральных районах (в пределах Садового кольца) этот показатель доходит до 80%.  

 

ПОДПИСКА

Происходящее разрушение института подписки на газеты и журналы во многом является следствием отмены государственных субсидий на доставку подписных изданий населению три года назад. В результате почтовые тарифы выросли более чем в два раза, издания по подписке стали дороже, чем в рознице, общие подписные тиражи упали более чем на треть, что, естественно, негативно отразилось на финансовых показателях издателей.

Надо прямо сказать: для спасения института подписки осуществляемых государством мер по поддержке только социально значимых изданий недостаточно. Об этом свидетельствует и то, что список газет и журналов, имеющих основания для получения 15% скидки на тариф по приёму и доставке подписки, включает в себя не более 1% от общего количества зарегистрированных печатных изданий. 

Создание же собственного подписного агентства ФГУП «Почта России», на наш взгляд, приведёт к уничтожению рынка подписных агентств, так как последние не могут предложить издателям выгодные условия сотрудничества (скидки), как это делает почтовое ведомство. 

 

Материал подготовлен на основе выступления Дмитрия Мартынова на X Отчётно-выборной конференции Ассоциации распространителей печатной продукции.


Янв 12, 2017

Рассылка New York Times, посвященная «Игре престолов», сразу набрала более 60 тысяч подписчиков

Василий Лебедев, ректор школы ИКРа, прочитал лекцию «Как придумывать образование» на московском дизайн-заводе «Flacon» 16 августа...

Борясь за владычество в интернете, Facebook и Google вдруг стали лучшими друзьями издателей