В мир иной

Безусловно, одним из главных майских медийных событий стало празднование Дня Победы, в этом году отмеченное вторым всенародным участием в акции «Бессмертный полк». Инициаторами её несколько лет назад стали журналисты сибирской телекомпании «ТВ 2», но саму компанию начиная с прошлого года «кошмарят» томские власти, а детище оторвалось от создателей и стало официозным

Может быть, в самом переходе на общеизвестный уровень и нет ничего плохого, миллионы людей получили выход своим патриотическим чувствам, соединённым с семейными преданиями. За душу трогает опубликованное в «Живом журнале» любительское фото из маленькой деревни, где на улицу вышли несколько жителей с портретами, а на переднем плане — детишки…

Плохо выглядели лишь те моменты, когда акция приобретала оттенок «назло», использовалась для подчёркивания шовинистических настроений, для агрессивного угуканья в адрес «чужих», для нелепых спецпоездок в Европу на спецмотоциклах. И уж совсем нелепо выглядел известный политик Никонов на московской демонстрации с портретом своего деда — наркома Молотова. Известного «героя» знаменитой предвоенной «дружбы», что не преминула отметить внимательная блогосфера. Но в том искривленном мире, который по-холопьи оправдывает любые действия любого начальства, выход Никонова выглядит нормальным. А в ­мире ­настоящем?

дошли до ручки

Вся история строительства космодрома «Восточный» сопровождалась разного уровня скандалами в прессе: то сроки и цены ожидаемо изменялись, то «неожиданно» вскрывалось воровство, то кого-то снимали с работы, то рабочие отказывались выходить, не получая зарплату по много месяцев. Наконец, как говорил крокодил Гена, «мы строили-строили», пора бы и запус­кать. На первый пуск пригласили президента — и оконфузились: отменили в последнюю минуту, кабель не так оказался приварен. Президент справедливо разгневался, тут уж СМИ с ­радостью его гнев передали, вспомнив все перипетии «Восточного». На следующий день под испытующим взором ­начальства ракета всё же ­взлетела.

Но зря президент поддался на уговоры виноватого вице-премьера и опять через несколько дней пошёл знакомиться с достижениями ВПК. К его сожалению, военный вездеход «Патриот» никак не открывался, в служебном раже бросившийся на амбразуру начальник автовойск даже оторвал ручку от дверцы. Естественно, СМИ обрадовались сочному факту и наполнились рассуждениями о том, кому надо ручки ­поотрывать, а кому — головы.

Традиционное голубое небо над военным парадом, неожиданно предшествовавшее полной смене редакторского состава холдинга «РБК», вызвало ещё одну военно-производственную шутку: «Разгон облаков над Москвой обошёлся гораздо дороже разгона «РБК». Подобное развитие событий заранее предсказывалось после налёта следственной группы на объекты группы «Онэксим», владеющей (пока?) холдингом, чей гендиректор был поставлен перед выбором: или сесть, или отправить в отставку товарищей. В результате ещё один «независимый» орган ушёл в мир иной. Более зависимый.

замогильные драмы

Впрочем, независимость не гарантирует простого журналистского качества, пример тому нашёлся в шумной истории побоища на Хованском кладбище. Вот как отобразила одну из версий газета «Ведомости», одно из последних вроде бы качественных изданий: «По их словам, таджики плохо провели эти работы на месте захоронения одного из подозревае­мых, тот отказался заплатить, а на следую­щий день обнаружил могилу в ещё худшем состоянии». Какой ­мстительный оказался зомби!..

На следующий день под испытующим взором начальства ракета всё же взлетела

Некачественной работой отметились не только могильщики и писавшие о них корреспонденты. Дмитрий Киселёв признался, что в программе «Вести недели» показал поддельное эсэсовское удостоверение. ТАСС был вынужден объяснить, что СМИ зря обрадовались признанию венецианскими парламентариями ЛНР и ДНР, поскольку заявление о Донбассе сделали представители общественной организации, а парламента в Венеции нет. Зато РЕН-ТВ извиняться не стал, когда его поймали на вранье по поводу «ошибок» датского жюри конкурса «Евровидение». И сайт телеканал назвал ненастоящий, и «худшую песню» никто не определял.

Вообще, в очередной раз соревнование с Европой вызвало нездоровый ажиотаж. Если вы их так презираете — зачем соревнуетесь? Здоровее всего высказался спортивный комментатор Дмитрий Губерниев, которого нельзя заподозрить в отсутствии патриотизма. Он сказал, что в конкурсе, как в любом спорте, если вы приняли первоначальные условия, то, проиграв, не можете ссылаться на их несправедливость. И уж тем более нельзя подделывать исходные факты, добавим от себя, как это делается сейчас в бурной истории с Григорием Родченковым, рассказавшим «Нью-Йорк Таймс» о том, как он обманывал ­антидопинговые ­службы во ­время ­Сочи-2014.

Возвращаясь опять к конкурсу «Евровидение», заметим, что в песне-победительнице не было ничего антироссийского. Украинская певица Сусана Джамаладинова, известная как Джамала (её отец — армянин, а мать — крымская татарка) с болью поведала миру о депортации крымских татар в 1944 году. Не проклиная ни СССР, ни его тогдашних руководителей. Те СМИ и деятели, которые успели поглумиться по поводу «хохляцкой» победы, получается, берут на себя вину за старые чужие преступ­ления. Переселяются в какой-то не ­нынешний, иной мир.

из чувства месси

А вот некоторые издания тоже переселяются в мир виртуальный, интернетный, отказываясь от бумажного выпуска. Мне довелось работать в «Новых Известиях» с первых дней их выхода, газета создавалась в стремлении сохранить профессиональный журналистский коллектив, многие из которого проработали в «НИ» почти двадцать лет. И вот — эмиграция в интернет. Думаю, дело не только в деньгах. С каждым годом «благодаря» монополии распространителей издание бумажных версий всё убыточнее и убыточнее. Но владельцы и учредители изданий идут на эти убытки, если им важно влияние на аудиторию. И если их никто не прижимает именно за это влияние. Муса Бажаев, глава группы «Альянс», которая долгие годы финансово поддерживала «Новые Известия», как раз тогда, когда было объявлено о прекращении выпус­ка, отмечал свой полувековой юбилей. Отмечал с истинно кавказским размахом, ему даже Лионель Месси прислал видеоприветствие. Думаю, цена этого приветствия могла бы покрыть расходы на полгода бумажного ­выпуска. Так что деньги у бизнесмена явно не кончились. Очевидно, ­кончилось терпение — или у него, или у слишком ­влиятельных ­читателей газеты. 

Рисунок: Сергей Ёлкин/svoboda.org

мая 30, 2016
Опыт Нидерландов, Франции, Австрии
Краткий обзор корпоративной прессы в Сети
Village Media может создать местный сайт за 4 часа, если видит рекламный потенциал