В стадии трансформации

Профессия находится в стадии трансформации — нестабильности и неопределённости. Эта трансформация размывает сообщество, его ценности. Отсюда довольно много противоречий в картине мира журналиста. Когда журналисты рассказывают о типичном жителе России, они используют данные массовых социологических опросов. Но когда речь заходит о типичном журналисте — трудно найти подобные исследования. Почти все оценки — результат личного опыта и наблюдений. Поэтому фонд «Медиастандарт» и задался целью массового опроса журналистов в России.

В первую очередь наше исследование показывает, что главная характеристика российского журналиста — это не формальный статус или образование, а знание и соблюдение этических норм, ценностей сообщества. Российский журналист скептичен. Уровень неодобрения ко всем общественным институтам от власти до оппозиции и бизнеса, по сравнению с аналогичными опросами всего населения страны, среди журналистов выше как минимум в два раза. Наконец, задачей журналистики подавляющая часть респондентов считает информирование и просвещение, а не пропаганду. Но стоит перейти от теории к практике, всё начинает работать иначе. Поэтому журналисты должны учиться работать в другом темпе, новых форматах, получать новые навыки и ориентироваться на новые модели монетизации.

Между тем главное разделение мнений — вопрос свободы и независимости в работе. У большинства ощущение от собственной работы и мнение о ситуации в сообществе удивительным образом расходятся. Так, 81% считают, что работа журналистов в России скорее несвободна и несамостоятельна, 77% — дискредитирована и не пользуется доверием общества. Но как только журналисты говорят именно о собственной работе (а не в целом о профессии), оценки меняются на противоположные. Что в их работе много самостоятельности и свободы, уверенно отмечают 60% опрошенных (противоположное мнение — у 10%, остальные поставили средние оценки).

Диссонанс восприятия своего положения в профессии и ситуации во всём сообществе означает, что либо журналисты приукрашивают свою реальность, либо поддаются сформированным средой мифам. Например, в оценках благосостояния россияне своё собственное материальное положение оценивают существенно лучше, чем положение страны в целом. Вопрос: что именно является мифом: оценки своего положения или всего сообщества?


Фев 20, 2017

Ведущие СМИ пробуют зарабатывать на брендировании товаров

Рассылка New York Times, посвященная «Игре престолов», сразу набрала более 60 тысяч подписчиков

Василий Лебедев, ректор школы ИКРа, прочитал лекцию «Как придумывать образование» на московском дизайн-заводе «Flacon» 16 августа...