Web first, или На Алтай за опытом

Увлекательной и необычайно полезной оказалась поездка российских издателей на Алтай, где АНРИ-Медиа совместно с менеджментом ИД «Алтапресс» провели медиапленэр

Алтай — удивительное, сказочное место. И все мы были очарованы его неописуемой красотой, которой посчастливилось любоваться в те несколько дней, что провели там. Но завораживающая природа не помешала плодотворной работе. Обмен опытом, интересные дискуссии о распространении, сохранении киосковой сети, создании качественного мультимедийного контента велись все дни, что мы провели в Горном Алтае. Но главным, конечно же, было посещение издательского дома «Алтапресс». Несмотря на то что Юрий Пургин, генеральный директор, президент АНРИ, не скупясь делится своим опытом, в том числе и на страницах ЖУРНАЛИСТА, всё же не перестаёшь удивляться, насколько быстро и эффективно реагируют в его компании на вызовы времени, чтобы успешно конкурировать за доминирующую позицию на рынке. Это не просто издательский дом — это технологическая компания со своей типографией, выпускающей не только газеты и журналы, но и упаковку для пищевой промышленности региона. «Алтапресс» владеет самой крупной местной сетью распространения периодики «Союзпечать-Алтай», а также лидирующим в регионе информационным порталом altapress.ru.

На мой взгляд, секрет их успеха в том, что они не боятся меняться.

Сегодня, когда тиражи печатных изданий падают, а интернет всё больше проникает в нашу жизнь, издатели находятся перед выбором: принт или web? Кто-то принимает решение в пользу интернет-версии, отказываясь от печатных изданий.

Сегодня, когда тиражи печатных изданий падают, а интернет всё больше проникает в нашу жизнь, издатели находятся перед выбором: принт или web?

В «Алтапрессе» решили всё совместить, при этом главную роль отвели интернету — web first. Произошло это в декабре прошлого года, когда в компании создали объединённую редакцию и всё производство контента перевели в интернет. К этому пониманию, по словам Олега Копылова, руководителя группы, отвечающей за сайт, в издательском доме шли семь лет. Вместе с Вячеславом Масловым, возглавляющим издательскую группу, они подробно рассказали коллегам о том, как строится работа в объединённой ре­дакции, взаимодействии между группами, системе оплаты журналистов.

20 человек. Столько сотрудников в редакции, сидят в одном большом ньюсруме, где полностью отсутствуют кабинеты. Руководители считают, что такой формат даёт возможность журналистам быть в курсе того, чем занимаются их коллеги, и способствует более эффективной работе.

Редакция состоит из двух групп.

Группа, отвечающая за выпуск сайта — это выпускающий редактор, несколько человек, которые занимаются непосредственно лентой новостей и SMM-менеджер.

Издательскую группу, непосредственно отвечающую за производство контента, назвали отделом лонгридов. Раньше это была редакция газеты. В отдел входят все печатные издания «Алтапресс». Газета «Свободный курс», развлекательно-информационные издания: «Маркер-Экспресс», «Печки-лавочки», «Читай!Город»; рекламные, рекламно-информационные и городская газета. «Свободный курс» выступает, по сути, двусторонним заказчиком производства контента у «Алтапресс.ру».

Всю работу выполняют 12 человек: три корректора, два специалиста по распространению, четыре журналиста и руководитель отдела — редактор-диспетчер. Но, кроме штатных сотрудников, к подготовке материалов привлекаются и сторонние авторы.

Кроме перечисленных изданий, эта группа готовит тематические вкладки для печатных изданий и сайта.

В обязанность журналистов входит не только написание статьей, но и и подготовка новостей. Оплачиваются только материалы, размещённые на сайте. Уровень зарплаты зависит от количества размещённых материалов. Существуют два варианта оплаты: за оперативные материалы и новостные. При расчёте учитываются трудозатраты и объём текста. 50% зарплаты сотрудник получает за количество написанных материалов, 50% — за количество просмотров. Как объяснил Олег Копылов, такая система используется для того, чтобы у журналистов не было соблазна «гнать строку». С одной стороны — пиши больше, с другой — пиши меньше, но с большим количеством просмотров. Хорошими результатами считаются 500 просмотров в день. Подсчёты осуществляет машина. Для того чтобы журналисты находились в равных условиях каждый материал на сайте «живёт» в течение 30 дней.

После размещения оперативной информации на сайте часть контента с минимальными правками публикуется в газете, как правило, это три полосы. Но используются не только материалы с сайта, в изданиях публикуются и эксклюзивные материалы. В компании считают, что пересечение текстов не влияет на лояльность аудитории, так как у сайта и печатной версии она разная.

Информация на сайте обновляется каждый день. Ежедневно размещается не менее 50 новостей. Кроме новостного контента, а он составляет процентов 80, есть и запланированные статьи — репортажи, интервью, познавательно-развлекательные. Статьи на актуальные темы сопровождаются разъяснительными комментариями.

Ключевым, с точки зрения рекламы и аудитории, является рынок недвижимости. Именно поэтому большое внимание уделяется теме недвижимости, которая интересна как рекламодателю, так и пользователям. Аналитические статьи и обзоры по этой теме размещаются только на сайте — газетные площади не позволяют публиковать большой объём информации.

Проблемой для всех становится воровство контента. Избежать этого можно, лишь размещая эксклюзивные материалы, которые нелегко скопировать. В «Алтапрессе» это решают в том числе и созданием уникальных мультимедийных лонгридов — красивых историй, как, например, городская легенда о Голубой даме.

Сайт может приносить доходы, если есть трафик. Для его увеличения используется и федеральный контент, который адаптируется под местный.

У «Алтапресс.ру» трафик состоит из разных заходов: прямых примерно 20%, из соцсетей — 15%, около 30% из поисковиков и примерно 30% по ссылкам, в том числе и новостных агрегаторов. 50% пользователей сайта — это местная аудитория.

На вопрос о доходах сайта и газеты Олег ответил, что на сегодняшний день доходы сайта выше.

Эта поездка ещё раз показала — учиться можно не только за рубежом, но и у своих коллег. А опыт ИД «Алтапресс» доказывает, что всё можно поменять к лучшему. Нужно только желание, видение стратегии и знание своих читателей.


Окт 7, 2016

Рассылка New York Times, посвященная «Игре престолов», сразу набрала более 60 тысяч подписчиков

Василий Лебедев, ректор школы ИКРа, прочитал лекцию «Как придумывать образование» на московском дизайн-заводе «Flacon» 16 августа...

Борясь за владычество в интернете, Facebook и Google вдруг стали лучшими друзьями издателей