За что антимонопольное ведомство наказывает российские СМИ

Авг 24, 2016

Говорят, что проще работать в СМИ, которое никто не слушает, не смотрит и не читает. Или где полностью отсутствует реклама. Тогда точно чиновники из антимонопольной службы никогда не заметят нарушений рекламного законодательства. А так постоянно то звук не тот, то рекламы слишком много, то не то рекламируешь, то не так рекламируешь.

В данном материале приводятся примеры нарушений и наказаний из разных уголков России.

 

МОСКВА

300 тыс. рублей штрафа согласно постановлению Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России придётся заплатить ООО «Спортс.Ру» за неисполнение предписания о прекращении распространения на своём сайте рекламы букмекерских контор (азартных игр).

Ранее, 15 апреля 2016 года, комиссия ФАС РФ признала СМИ нарушившим запрет на распространение рекламы азартных игр, установленный ФЗ «О рекламе», при распространении в январе – феврале 2016 года на территории Российской Федерации на своём сайте рекламы букмекерских контор и онлайн-казино. По факту нарушения «Спортс.Ру» было выдано обязательное к исполнению предписание о прекращении дальнейшего распространения незаконной рекламы, которое не было исполнено.

Московское УФАС назначило издательству «Форвард медиа групп» штраф размером в 100 тыс. рублей за нарушения, выявленные в ходе проверки. В нескольких номерах журнала «Мой Кроха и Я» размещалась реклама различной продукции компании Disney и её партнёров (игрушки по мотивам мультфильмов Disney, канцтовары и школьные аксессуары, детская одежда с рисунками персонажей таких мультфильмов) без пометки «реклама» или «на правах рекламы», тем самым нарушалась статья 16 закона о рекламе.

Кроме того, в этом же журнале была обнаружена реклама мультфильмов и книг компании Disney, подлежащих возрастной классификации, без указания её категории. Такие действия нарушают часть 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

 

РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ

Карельское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России по результатам рассмотрения заявления управления Роскомнадзора по Республике Карелия приняло решение о возбуждении дела о нарушении законодательства о рекламе в отношении ООО ФМ.

В ходе рассмотрения заявления установлено, что ООО ФМ при осуществлении эфирного вещания в апреле 2016 года превысило установленный законодательством объём распространяемой рекламы, что свидетельствует о наличии в действиях ООО признаков нарушения части 2 статьи 15 ФЗ «О рекламе».

Дело будет рассмотрено в порядке, установленном ФЗ «О рекламе».

Ещё одно аналогичное дело Карельское УФАС возбудило в отношении ООО «ТВ-контакт». Реклама, распространённая в эфирном вещании на частоте 104,2 МГц в  Сегеже на радиоканале «Радио-контакт» с 17.05.2016 по 24.05.2016, превысила допустимые объёмы времени вещания в течение суток.

 

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Челябинское УФАС установило, что уровень громкости звука рекламы, анонса и сообщения о последующей трансляции рекламы на телеканале «Звезда» превышает уровень громкости звука прерываемого телефильма в диапазоне от 1 до 3,6 дБ. Запись дорекламного, рекламного и пострекламного периодов вещания осуществлена 18 марта 2016 года. Соответствующие измерения уровня громкости данного аудиоматериала произведены на программно-аппаратном комплексе «АСК-громкость» в ЦА ФАС России.

В ходе проведённых измерений установлены признаки нарушения части 12 статьи 14 закона о рекламе. Заседание комиссии УФАС по рассмотрению дела состоится 20 сентября.

 

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Антимонопольный орган признал факт нарушения части 10.2 статьи 5 ФЗ «О рекламе», выразившийся в распространении в Екатеринбурге на рекламных щитах, расположенных вблизи детских организаций, рекламы сериала «Выжить после» (телеканал СТС), на которой изображена девушка-зомби. Она, по мнению заявителя, ассоциируется у детей со смертью и способно причинить им психическую травму.

Распространителями рекламы являются ИП Зульхарнеев М.З. и ООО «Русс аутдор». По результатам оценки представленных материалов в соответствии со статьёй 26.11 КоАП РФ Свердловское УФАС установило, что при распространении рекламы ООО «Русс  аутдор» имело возможность распространить рекламные материалы в соответствии с требованиями законодательства РФ о рекламе, в том числе оно имело возможность осуществить контроль за размещением рекламы вблизи мест отдыха и оздоровления детей или не размещать её здесь вовсе, не включать в адресную программу рекламную конструкцию ИП Зульхарнеева М.З. Также «Рус аутор» мог принять организационные и управленческие решения, направленные на соблюдение установленной законом зоны размещения рекламы.  

Однако компания не приняла все зависящие от неё меры, вследствие чего было допущено правонарушение.

Антимонопольное ведомство признало компанию виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначило ей штраф в размере 100 тыс. рублей.

Свердловское УФАС возбудило дело по признакам нарушения рекламного законодательства, а именно пункта 7 статьи 7 и части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», в отношении ООО «Тагил медиа групп», издающего «Газету 470».

Основанием к возбуждению дела явилось обращение управления Роскомнадзора по УрФО о выявлении систематического распространения в газете рекламы кодирования от алкоголя, курения и лишнего веса, которая не сопровождалась предупреждением о наличии противопоказаний к применению медицинской услуги, что противоречит части 7 статьи 24 закона о рекламе.

Кроме того, УФАС сделало запрос в адрес министерства здравоохранения Свердловской области с просьбой сообщить, является ли услуга «кодирование от алкоголя, курения, лишнего веса» медицинской. Министерство, в свою очередь, указало, что применение всех методов кодирования может проводиться медицинскими специалистами только при наличии лицензии на медицинскую деятельность по месту осуществления такой деятельности.

Это дало основание комиссии антимонопольного органа признать факт нарушения пункта 7 статьи 7 закона о рекламе, который выразился в распространении в «Газете 470» рекламы услуг кодирования от алкоголя, курения и лишнего веса при отсутствии соответствующей лицензии.

Ещё одно дело Свердловское УФАС возбудило по факту распространения рекламы в газете «АлтайЭкоМед». Основанием послужило перенаправленное Курганским УФАС заявление в отношении опубликованной в газете рекламы.

По данным заявителя, в почтовые ящики жилых домов Кургана рассылается реклама в виде газеты «АлтайЭкоМед», где присутствуют отзывы покупателей, говорящих о выздоровлении, улучшении самочувствия благодаря тому, что они используют продукцию «АлтайЭкоМеда». В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

За нарушение соответствующих требований рекламного законодательства ответственность несут рекламодатель и рекламораспространитель. Ведомство установило, что рекламодателем и распространителем рекламы является ИП Макаренков В.А.

 

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Вологодское УФАС признало АНО «Редакция газеты «Красное знамя» нарушившим часть 10.1 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Редакция газеты, являясь распространителем рекламы, допустила размещение материала следующего содержания: «20 апреля Вытегра ККЗ «Волго-Балт» в 18.00 …» Размещение текста в указанной рекламе не сопровождалось указанием категории данной информационной продукции, что имеет признаки нарушения рекламного законодательства.

Сразу три дела антимонопольное ведомство возбудило в отношении ООО «Издательский дом «Череповецъ» по признакам нарушения законодательства о рекламе.

Издательский дом, являясь рекламораспространителем, разместил в 161 и 162 номерах журнала «Здоровье Вологодчины» за 2016 год рекламу мебели, слуховых аппаратов и услуг зубного техника без пометки «реклама» или «на правах рекламы», как того требует статья 16 ФЗ «О рекламе».

 

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Реклама стоматологической клиники «Гарант-С», размещавшаяся в газете «Бизнес и город Бердск» с мая по декабрь 2015 года, и рекламная статья «Скорая помощь» для Вашей фигуры», размещённая в номере 48 (424) того же издания 11.12.2015, были признаны комиссией Новосибирского УФАС ненадлежащей рекламой, поскольку были нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе».

В указанной рекламе медицинских услуг (стоматология, массаж) отсутствовала обязательная предупредительная надпись о наличии противопоказаний к их применению и необходимости получения консультации специалиста.

Индивидуальный предприниматель, который является распространителем рекламы, признал факт нарушения закона о рекламе, ему и рекламодателям – индивидуальному предпринимателю, предлагающему услуги массажа, и ООО «Гарант-С», оказывающему стоматологические услуги, были выданы предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

 

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

Краснодарское УФАС России вынесло постановление о наложении штрафа в отношении главного редактора газеты «Народная газета Сочи».

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе Краснодарское УФАС в отношении редактора возбудило дело об административном правонарушении по части 5 статьи 14.3 КоАП РФ по факту нарушения части 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе». УФАС признало рекламу, распространяемую в газете «Народная газета Сочи», выпуск №24, 24 – 30 июня 2015 года, № 29, 28 июля – 4 августа 2015 года, № 33, 26 августа – 1 сентября 2015 года, ненадлежащей и выдало предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Редактор газеты за нарушение требований части 8 статьи 24 закона о рекламе привлечён к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 тыс. рублей.  

 

Справка

Согласно статье 16 закона о рекламе размещение рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, обязательно должно сопровождаться пометками «реклама» или «на правах рекламы». Объём рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем 40% объёма одного номера.

Согласно части 2 статьи 15 ФЗ «О рекламе» в радиопрограммах, не зарегистрированных в качестве средств массовой информации и специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, продолжительность рекламы не может превышать 20% времени вещания в течение суток.

Согласно части 12 статьи 14 закона о рекламе при трансляции рекламы уровень громкости её звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. При этом в соответствии с частью 16 статьи 14 закона о рекламе требования части 12 статьи 14 данного закона распространяются также на информацию о телепередачах, транслируемых по соответствующему телеканалу (анонсы).

Методика измерений соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы утверждена приказом ФАС России от 22.05.2015 №374/15.

Согласно части 10.2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается распространение рекламы, содержащей информацию, запрещённую для распространения среди детей в соответствии с ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем 100 метров от границ территорий указанных организаций.

В соответствии с частью 10.1 статьи 5 закона о рекламе не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

Часть 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе» гласит: реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, – не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, – не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).

 

 

Источник: sovetreklama.org
Фото: knowledge-site.com