Замкнутый круг

В России систематически, без видимых на то причин появляются законодательные ограничения и различные запреты для издательской отрасли. Вынужденные тратить силы и средства на их преодоление, СМИ регулярно втягиваются в негативные экономические процессы. Союзом издателей ГИПП неоднократно поднимаются вопросы о внесении уже давно назревших изменений в законодательство. Но все инициативы «снизу» и даже «сверху» — распоряжения президента страны — разбиваются о неведомую бюрократическую стену. Несмотря на это, отрасль не собирается сдаваться

Корректировки закона о рекламе практически обрушили медиарынок, лишив устойчивости и «осушив» основные источники дохода. Реорганизация «Почты России» привела к существенному падению подписки и, как следствие, тиражей изданий. Последний кризис привёл к банкротству десятки типографий. Закрылось множество газет и журналов. Сотни изданий сократили тиражи и объёмы, стали реже выходить в свет. Положение дел в бумажной отрасли и неконтролируемый рост отпускных цен на бумагу ещё больше усугубляют ситуацию.

Союз издателей ГИПП выступает с инициативой о внесении уже давно назревших изменений в законодательство. К примеру, поправки в закон о рекламе позволили бы, с одной стороны, снять сегодняшнюю головную боль со средств массовой информации (штрафы за размещение тех или иных рекламных материалов, невозможность рекламировать отдельные виды товаров), а с другой — открыть новые горизонты для роста внутреннего производства и продвижения товаров на рынке.

Актуален вопрос и о снижении таможенных пошлин на бумагу. Впрочем, частично он был решён: пошлина на ввоз мелованных бумаг, правда, не всех, была снижена. Только сделано это было не потому, что отраслевики «челобитную» писали, а по причине несоответствия тарифов правилам ВТО, членом которой является Россия.

По целому ряду проблем и вопросов ГИПП неоднократно обращался к депутатам Госдумы, сенаторам Совета Федерации, правительству и даже президенту России. Предлагалось следующее:

1   Отменить запрет на рекламу алкогольной продукции во всех СМИ и расширение возможностей для рекламы пива и продуктов, изготавливаемых на основе пива, на телевидении. Эта мера позволила бы компенсировать рекламораспространителям выпадающие доходы, а отечественным производителям продвигать свой товар на рынке. В данном направлении нас поддерживает Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

2   Освободить рекламораспространителей от ответственности за недостоверную рекламу биологически активных добавок. В последнее время случаи привлечения СМИ к ответственности за подобные нарушения участились. В основном речь идёт о создании впечатления о наличии в рекламе БАД лечебных свойств. Проблема в том, что издатели не обладают квалификацией для проведения объективной экспертизы такого рода рекламных объявлений, а привлечение специалистов влечёт за собой увеличение расходов.

3   Снять запрет на рекламу лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту врача. Разнообразные исследования подтверждают, что реклама лекарственных средств не провоцирует людей к самолечению и при этом помогает донести до потребителей нужную информацию.

4   Сохранить за СМИ льготную ставку по уплате страховых взносов. Доля оплаты труда сотрудников СМИ в общих расходах достигает 40–50%.

5   Включить индекс обеспеченности киосками по продаже прессы на тысячу человек в группу показателей, участвующих в оценке эффективности деятельности руководителей субъектов Российской Федерации (рейтингов губернаторов).

6   Скорректировать нормы Налогового кодекса РФ (ст. 250, 264), касающиеся списания нереализованных тиражей прессы, в части

а) включения в перечень расходов, уменьшающих налоговую базу, потерь в виде стоимости выкупленной по истечении установленных НК РФ сроков, бракованной, утратившей товарный вид, а также нереализованной периодической печатной и книжной продукции;

б) увеличения максимально допустимого объёма потерь, признаваемых прочими расходами, связанными с производством и/или реализацией, до 30% стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания;

в) исключения нереализованных тиражей периодической печатной и книжной продукции из числа внереализационных доходов издателей.

Одно из обращений, переданное президенту РФ главредами четырёх ведущих печатных СМИ страны, с резолюцией Владимира Путина было направлено для исполнения в разные государственные структуры. Но прошло время, и стало очевидно, что резолюция президента РФ — вещь, необязательная к исполнению.

Поэтому отраслевые организации — Союз издателей «ГИПП», НП «Межрегиональная Ассоциация Полиграфистов», Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) и Содружество бумажных оптовиков — подготовили повторное обращение к президенту. В документе говорится о невыполнении поручений главы государства. Сотрудник ГИПП с большим трудом сдал документ в приёмную Администрации президента, и отрасль замерла в ожидании.

Через некоторое время ГИПП удалось узнать, что и это обращение было направлено к исполнению в Контрольное управление Администрации президента РФ, а оттуда — перенаправлено в Управление пресс-службы и информации президента. Там письмо подшили в Дело, но на словах разъяснили, что все вопросы, изложенные в нём, вне их компетенции и контролировать выполнение поручений президента полномочно Контрольное управление. Круг замкнулся. Дело издателей, видимо, легло в архив, а вопросы, изложенные в нём, повисли в воздухе.

Рисунок: shutterstock.com

Дек 2, 2016
Рецепты успеха от петербургского интернет-издания
В ноябре 2015 года старейшая газета Кореи «Чосон ильбо» завела у себя отдел виртуальной реальности (VR). И вот что увидела
Честных журналистов убивают. И почти всегда — безнаказанно