Журналистика 1990-х в перспективе образовательного процесса

Книга «Время несбывшихся надежд: 17 интервью с белорусскими журналистами о 1990-х» представляет собой опыт журналистской рефлексии. Авторы Наталья Кулинка и Наталья Федотова, которые в разное время преподавали на факультете журналистики Белорусского государственного университета, смогли создать замечательные портреты белорусских журналистов через откровенные разговоры с ними о профессии

Презентация книги «Время несбывшихся надежд: 17 интервью с белорусскими журналистами о 1990-х». Белоруссия, Минск, 18 сентября 2014 года

Авторы предполагают, что материалы интервью, помимо определённого внимания к событиям 1990-х годов, могут быть востребованы и в преподавании различных дисциплин, например, «Психология журналистики», «Профессиональная этика журналиста», «Основы профессиональной деятельности».

Специфика взаимодействия журналиста и его героя, этические коллизии, возникающие в ходе работы над интервью, роль невербального общения в журналистике, конфликтные отношения — это не только значительная часть содержания книги, но и дополнительный материал для подготовки к практическим/лекционным модулям по различным темам. Обратимся, например, к такой из них, как «Роль невербального общения в журналистике». В данном контексте студентам можно рекомендовать такое задание.

1. Из опубликованного в книге разговора с журналисткой Мариной Беляцкой выпишите высказывания, доказы­вающие важность деталей и личностных характеристик собеседника в жанре интервью. Подумайте, как невербальное поведение дополняет образ героя и характеризует его? Какую дополнительную информацию оно может дать журналисту? Как невербальную информацию можно использовать в журналистском тексте или при создании новых рубрик в СМИ?

2. Познакомившись с опытом работы Беляцкой в рубрике «Нестандарт», найдите в газетах или журналах три-четыре интервью с портретными характеристиками героев. Проанализируйте и оцените, насколько удачно журналист использовал детали и невербальные сигналы при написании текста. Насколько они наглядны, узнаваемы, запоминаемы? Как влияют использованные в тексте детали и невербальные характеристики на ваше восприятие образа героя? Какую дополнительную информацию о человеке они дают? Вспомните, как часто вам приходилось использовать в своих текстах такие изобразительные средства? Приведите примеры.

Любая мелочь имеет значение, если ты хочешь понять личность. Мы все созданы из деталей

Интервью с Мариной Беляцкой — богатый материал для размышлений. Анализируя свой опыт интервьюирования для рубрики «Нестандарт», она заключает, что детали «многое объясняют». «Человек в разговоре иногда не хочет раскрыться, — отмечает Беляцкая, — но ты видишь, что он растерян или у него проступила слеза. Любая мелочь имеет значение, если ты хочешь понять личность. Мы все созданы из деталей».

Личный и профессиональный опыт известных белорусских журналистов и редакторов, их размышления о сути профессии, анализ и критическая оценка собственного профессионального пути может помочь в разработке таких тем, как «Карьера журналиста и психология журналистской работы», «Профессиональные и индивидуальные особенности личности журналиста», «Мотивы выбора журналистской профессии». В этой связи внимание преподавателей хотелось бы обратить на тему «Стрессогенные факторы журналистской профессии».

Её разработка может заключаться в следующем:

 • студентам можно предложить прочитать тексты бесед с редакторами Петром Марцевым, Александром Класковским и Александром Улитенком, журналистами Дмитрием Подберезским и Сергеем Шевцовым. Это важно с точки зрения их описания негативных переживаний, связанных с профессиональной деятельностью;

 • после чего учащимся предлагается ответить на ряд вопросов. Какие стрессовые факторы называют журналисты? Как профессия влияет на их личную жизнь? Какие способы снятия стресса они используют? Какие профессиональные деформации свойственны журналистам? Как вы думаете, стрессовые ситуации, описанные в книге, типичны только для журналистики 1990-х или они универсальны для этой профессии?

Тексты интервью представляют разнообразный материал о том, какие стрессовые ситуации и переживания свойственны работе журналиста. Пётр Марцев, например, рассказал, что невозможность самореализации в советской журналистской системе приводила многих его коллег к депрессии. «Что бы ты ни писал, самое лучшее из текста просто «вынималось». Было скучно», — вспоминал он. Сергей Шевцов обращает внимание на то, как профессия может вмешиваться в личную жизнь и влиять на неё. «Семейная жизнь не сложилась у меня как раз из-за профессии, — вспоминает он. — На 90% я был в профессии, а оставшиеся 10% — в семье. Ну какой жене, какому сыну это понравится?»

Мы ожидаем, что общественно-политические, исторические, биографические факты, которыми насыщена книга, будут также использоваться студентами в качестве эмпирической базы курсовых и дипломных работ по тематике дисциплины «Психология журналистики». Кроме того, преподаватели таких дисциплин, как «Основы творческой деятельности журналиста», «История журналистики» могут найти материал интервью полезным для своих курсов. Так, в нескольких беседах журналисты обратили внимание, как изменился в 1990-х отбор информационных поводов и героев СМИ. Елена Молочко, например, заметила, что для советской журналистики артисты, художники как источник информации или повод для статьи не представляли большого интереса — это ведь не рабочий класс. А в 1990-е творческие люди стали без преувеличения властителями дум. Игорь Осинский обратил внимание на то, что в это время с газетных полос исчезли экономическая аналитика, очерки на морально-этические темы — их место заняли публикации о шоу-бизнесе. Людмила Маслюкова в интервью была более эмоциональна: «Обладатели лучших перьев кучковались в верхах, роились возле харизматичных лидеров, скользили по парламентскому паркету. А ведь переломные годы прошлись асфальтовым катком по большинству населения Беларуси. Страдания, потери, переживания просто граждан не очень-то интересовали прессу».

Такие ремарки журналистов — уместный повод для практического задания: проанализировать, для кого предоставляются газетные полосы, теле- и радиоэфир современных СМИ, какие темы и проблемы обсуждаются и что на основании собранного материала можно сказать о состоянии общества.

Многие интервью могут стать ввод­ным материалом при рассмотрении таких вопросов, как методы сбора информации, жанры, стиль и язык журналистских текстов.

Книга «Время несбывшихся надежд…» не может ответить на все из них. Однако собранные в ней интервью помогают понять значительность той эпохи. В том числе и через создание поводов к обсуждению тем и проблем, важных для современной журналистики, особенно в контексте постсоветских трансформаций российских СМИ.


мая 2, 2016
Рецепты успеха от петербургского интернет-издания
В ноябре 2015 года старейшая газета Кореи «Чосон ильбо» завела у себя отдел виртуальной реальности (VR). И вот что увидела
Честных журналистов убивают. И почти всегда — безнаказанно