Как собирать данные, не наводя жути

Сбор данных зачастую парадоксально подрывает доверие к СМИ. Как работать с зависящим от этой процедуры продуктом — перевод материала Mediashift от «Мы и Жо»

В августе 2017 года Mediashift опубликовал важную статью о сборе данных как необходимой части современных медиастратегий. Парадокс цифровых медиа заключается в том, что сбор данных зачастую подрывает доверие к СМИ, обесценивая один из самых важных активов.

 

Мир сбора данных

Мы живем в мире, где рекламодатели пытаются опознать нас в видеороликах и предсказывают наше поведение, а смарт-ТВ подслушивает разговоры в гостиной. Средства массовой информации на удивление мало применяют сбор данных об аудитории для увеличения эффективности коммуникаций с аудиторией. Им приходится развивать это направление очень осторожно, точно понимая, для чего собирается информация.

Среди распространенных инструментов новостных изданий множество аналитических сервисов: HootsuiteChartbeatCarebotNewsLynxGoogle Analytics, and Parse.ly. Обычно они отслеживают поведение на сайте и в социальных сетях.

Со временем метрики усложняются. Вместо просмотров страниц разными способами измеряют внимание. Поведенческие данные позволяют точнее предлагать нужный контент. В какой-то момент количество собранной информации переходит в качество — сборщик слишком много узнает о читателе. Не стоит забывать, что при доминирующей рекламной модели всегда есть опасение, что собранные данные могут передать третьим лицам.

Если собрать слишком много данных, то возникает ощущение тревоги. Ему сложно дать определение, но в целом оно возникает вместе с неопределенной угрозой. Если пользователь не понимает продукт и контентное предложение, если он не доверяет СМИ, то в конечном итоге пострадает его восприятие издания.

 

Политика сбора данных

Решений возникшего парадокса не существует, но можно разработать процедуры и списки вопросов, помогающие развивать информационный продукт, зависящий от сбора данных.

Среди вопросов будут следующие.

 

•   Какие данные мы собираем?

•   Что читатели знают о собираемых данных?

•   При каких обстоятельствах мы получаем информацию? В фоновом режиме или напрямую предупреждая пользователя?

•   В каких случаях мы используем данные?

•   Как именно используются данные и кем?

•   Хотим ли мы использовать собранные данные в материалах? (один из характерных примеров — цитаты читателей).

•   Как потенциально можно сочетать одни данные с другими?

•   С кем мы делимся данными (если делимся)?

•   Какие выводы могут быть сделаны из сырых данных об упомянутых в данных людях?

•   Что если мы придумаем другой способ использовать данные, на который пользователи не давали четкого согласия? Какая процедура предназначена для таких ситуаций?

•   Какой ущерб могут нанести собранные данные, будучи вырванными из контекста?

•   Как долго мы собираемся хранить данные?

•   Как мы защищаем данные?

 

Не на все из этих вопросов можно дать четкий ответ. Но чем больше менеджеры издания будут думать над ответами, тем вероятнее, что политика использования данных останется прозрачной, этичной и не напугает пользователя.

Справка

Материал предоставлен «Мы и Жо. Media and Journalism» — единственным в своём роде реферативным сборником зарубежного и российского опыта в медиаотрасли, созданный журналистом и медиаконсультантом Александром Амзиным. В «Мы и Жо» регулярно выходят сжатые пересказы важнейших отраслевых статей, а также публикуются оригинальные статьи и переводы лучших зарубежных материалов — от принципов редизайна и организации контента The Guardian до описания системы управления контентом The New York Times.

Заходная иллюстрация: shutterstock.com

Ноя 29, 2017
Что такое полная свобода на радиоволнах
Цифровое разделение труда в СМИ зашло так далеко, что пора заняться внутренней кооперацией