Клубная модель вместо подписки: философия De Correspondent

Взносы читателей, книги и фандрайзинг обеспечили успех новой бизнес-модели

Голландское интернет-СМИ De Correspondent издается с 2013 года. То есть это еще стартап. Тем не менее, за четыре года издание набрало 60 тысяч подписчиков, что сопоставимо с половиной подписной базы New York Times, мирового рекордсмена по подписке (если масштабировать по населению Голландии).

При этом у De Correspondent нет пэйвола и нет подписки. Издание работает по модели membership — просит читателей оказать финансовую поддержку. (ЖУРНАЛИСТ писал об этой модели, наиболее успешно реализуемой в Guardian).

De Correspondent исповедует подходы, которые обычно называют slow news (медленные новости) и constructive journalism (конструктивная журналистика).

В специальном манифесте издания сообщается:

Мы берем темы, которые ускользают с радаров СМИ, гонящихся за 24-часовым освещением. De Correspondent обеспечивает антидот против новостной лихорадки. Мы нацелены на основательность, а не сенсации, на конструктивный инсайт, а не кликбейты.

Это нечто вроде нашумевшей некогда Догмы «Ведомостей». Только догма De Correspondent содержит не подробные инструкции для журналиста, а всего лишь 12 философских принципов.

Среди них, например, есть описание любопытного структурного подхода. Редакция структурирована не по отделам, а по пристрастиям журналистов: у кого к чему душа лежит. Кстати, каждый из авторов издания должен выпускать свою собственную еженедельную email-рассылку. Благодаря этому под брендом De Correspondent сейчас выходит 30 рассылок!

При такой лояльной аудитории очевиден большой бизнес-потенциал именно в организации мероприятий

Авторы должны избегать стереотипов и клише. Транспарентость воздымается на знамя. Приветствуется выраженная и открытая субъективность, но не допускается никакой идеологии или политической предвзятости. Редакция манифестирует «конструктивную журналистику» как противоположность «неизбывному циничному журналистскому позерству».

Среди 12 правил — отсутствие рекламы. При этом редакция стремится вовлекать читателей (они же спонсоры, они же члены клуба) в журналистские процессы. Прибыль не должна быть доминирующей ценностью, а вот отношения с читателями — должны.

В манифесте издания, конечно, много манифестативности и стартапного задора. Тем не менее, изданию удается собирать почти 6 миллионов евро в год, что вполне хватает содержать штат из 43 человек, среди которых 23 журналиста.

Структура доходов следующая:

•   membership / членские взносы читателей — 68 %;

•   книги — 14 % (за четыре года издано 5 книг, все по острым публицистическим темам, с продажей тем же членам клуба и агрессивным продвижение; все книги вышли в топы местного рынка);

•   целевой фандрайзинг — 10 % (тематические кампании);

•   платные выступления журналистов — 5 % (агрессивное продвижение авторов как публичных спикеров и лекторов);

•   разовые пожертвования — 2 %;

•   мероприятия и партнерские проекты — 1 %.

Кстати, при такой лояльной аудитории очевиден большой бизнес-потенциал именно в организации мероприятий.

Издание настолько уверено в своих силах, что нацелилось на американский рынок. В качестве одного из инструментов продвижения De Correspondent создал The Membership Puzzle Project, который изучает и продвигает клубную модель СМИ.

В частности, исследования показывают, что читатели-спонсоры не только жертвуют деньги, но и свои таланты, знания, время на поддержку издания. Тот, кто вкладывает, всегда более лоялен, чем тот, кто покупает.

Заходный скриншот: decorrespondent.nl; скриншот: gijn.org
Сообщить об ошибке
Апр 20, 2018
Как добиться успеха в СМИ, окончив химфак МГУ или Академию авиации 
Основы тайм-менеджмента для неофитов
Секс токсичен. В качестве перспективных тем пробуют отцовство, здоровье, политику