Любит — значит бьёт

Как дизайнеры районных газет губят областное начальство

Последние островки искренней журналистики — газеты в глубинке — сами приближают свой конец. Невероятная беспечность к собственной судьбе. Угождая учредителю, причём зачастую — добровольно, «районки» повторяют участь больших изданий. Нет, вы не перепутали рубрику. Этот текст — об особенностях оформления.

Смотришь полосы, а там, на первых информационных разворотах — сплошь главы, депутаты и начальники всех мастей. И тексты вроде о реальных проблемах или успехах, с примерами и статистикой. Но рядом — обязательно протокольное фото в галстуках. Да еще с таким выражением лица, словно через минуту казнь.

Позвольте, как же относиться после такого к героям материалов? Не иначе, как к серым потусторонним гостям из параллельного мира. Странно, что хозяева газет сами этого не понимают.

Конечно, редакции в этой ситуации выступают заложниками учредительских требований. Но нередко такие снимки появляются в газетах по решению самих газетчиков. Скорее всего, просто по инерции. Потому что «так надо» и «так все делают». Ещё одна причина «выхолощенности» официальных публикаций — элементарная лень и безынициативность ответственного секретаря и дизайнеров. Ну ведь действительно намного проще поставить протокольный снимок, чем прочитать и понять суть материала, после чего придумать по‑настоящему эффективное оформление.

Я сам отношусь к бонзам без должного пиетета. Но при этом понимаю, что многие из них работают с пользой, решают серьёзные проблемы. И вся их работа — невидима. Только потому, что мы её не показываем. Максимум — перерезание ленточки на пуске второй домны или дефиле по молочной ферме. Однако это никак не разъясняет истинную суть их работы.

Часто я слышу на семинарах вопрос:

С какой стати нам, дизайнерам, читать тексты?

А ведь те же люди, которые задают вопрос, покупают себе одежду, предварительно примеряя её. Девушки, мало того, ещё и мысленно прикидывают, что с чем носить. Швея не может сшить качественный костюм, не обмерив клиента и не вырезав лекала. Обувщик не возьмётся за работу, не «потрогав» ступню. Наконец, никто из нас не делает покупок в продуктовых магазинах, не решая, как и с чем всё это можно употребить. Так и дизайнер — не может не знать о содержании текста, который он ставит на полосу и к которому придумывает оформление. Вернее, не так. Не имеет права. Это более правильная формулировка.

И пусть это прозвучит плоско, банально, но работаем мы в газетах не для себя, не для редактора и даже не для зарплаты. Наш единственный клиент и, по сути, работодатель — это читатель. Это и есть отправная точка эффективного и качественного оформления.

С этого тезиса мы и начнём очередной обзор двух районных газет из Вологодской области, приславших свои номера для разбора. Перед нами «Кокшеньга» из Тарногского района и «Верховажский вестник» из района Верховажского.

«Кокшеньга» и «Верховажский вестник»

Чем «Кокшеньга» сразу «цепляет», так это своим логотипом. Сразу видно, что сделано руками, с душой и пониманием — где и для кого выпускается газета. Чрезвычайно редкий пример аутентичности логотипа в маленькой районной газете. Как правило, дизайнеры в глубинке строят логотипы на свой вкус — из давно избитых шрифтов. Мало того, часто подбирается совершенно несовместимая пара гарнитур. Вот, скажем, «Верховажскому вестнику» в этом случае есть смысл обратить внимание на «Кокшеньгу».

Вторые полосы

Перед нами две вторые полосы из разных газет. Обе — про работу депутатов и чиновников. Но в одной газете «дармоеды», а во второй — люди, решающие проблемы. Не будем обсуждать проблемы со зрительной навигацией. Проблемы обеих полос очевидны с первого взгляда (отсутствие иерархии иллюстраций и публикаций, конфликт ключевых «точек входа» в материалы — фотографии и заголовка). Речь про другое.

Где инфографика?

Публикация «Депутаты Северо-Запада призвали своих коллег транслировать в субъектах положительный опыт создания детских технопарков». Материал сопровождается скучнейшим снимком заседания. Смотрим текст. А там — финансовые показатели субсидий (где инфографика?). Там — история создания первого в Вологодской области детского технопарка «Металлоториум». Где фото из технопарка — как подтверждение реального решения вопроса? Где эскиз проекта технопарка и его описание? Ведь именно это интересно читателю, а не интерьеры зала заседаний.

Оформление

Ещё один, типичный для многих «районок», материал — «Лариса Кожевина ответила на вопросы жителей районов области». Что мы видим в оформлении? Практически постановочную фотографию с приёма избирателей. Перечитываем текст. А там — перечень заданных вопросов: о компенсациях ущерба от паводка, о повышении тарифов ЖКХ, переводе домов на газовое отопление и множестве других частных проблем. Где визуальное подтверждение озвученных задач? Может быть, отправить корреспондента и фотографа к людям, пострадавшим от паводка, чтобы показать обоснованность поставленных вопросов? Вполне вероятно, что материал попросту «спущен» в редакцию сверху, но ведь это не значит, что надо штамповать его безо всякой фантазии.

Информационные развороты

Это информационные развороты 2-й и 3-й полос. В «Кокшеньге» сплошь — абсолютно нечитаемые «серые простыни» областных пресс‑релизов. Тот самый случай, когда хозяева газеты сами себя «закапывают». И, что обидно, закапывают и газету. Местное издание ценится читателями исключительно за местные новости, за темы «рядом с домом». Хотите, чтобы областной или федеральный контент был «читабельным», — создайте небольшую постоянную рубрику на информационном развороте или аккуратно вкрапите материал в полосы с местным новостным наполнением. А лучше — не просто присланный текст, а с примером из местной жизни, который подтвердит суть материала.

В газете «Верховажский вестник» редакция пошла по пути наименьшего сопротивления — поставила снимок‑«затычку», скачанный, скорее всего, из интернета. А ведь речь в материале про опекунство. Первый очевидный шаг — найти в районе опекунскую семью, сходить — посмотреть, как живут. Поговорить с опекунами и детьми. И, наконец, дать снимок с микроисторией, который станет в этой публикации самым эффективным подкреплением текста.

ПРИЧИНА «ВЫХОЛОЩЕННОСТИ» БОЛЬШИНСТВА ОФИЦИАЛЬНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ — ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЛЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ И ДИЗАЙНЕРОВ И БЕЗЫНИЦИАТИВНОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ И ДИЗАЙНЕРОВ
Ещё одно заседание

На этот раз заседание показывает «Верховажский вестник». Название мероприятия ввергает во вселенскую тоску: «заседание межведомственной комиссии по взысканию недоимки и легализации объектов налогообложения». Впрочем, редакция находит решение, которое заставляет читателя как минимум обратить внимание на материал. Во-первых, публикация — не бездумное «кто был, что сказал», а настоящий журналистский текст с живыми примерами, подтверждающими тезисы комиссии. Во-вторых, объёмный текст разбивается на главки. Ну и, в‑третьих, всё это иллюстрируется документальным местным снимком, который подтверждает суть сказанного на заседании.

Разбивайте полосы

Простое разбиение полосы на разные зрительные планы предоставляет читателю комфортную навигацию. Всё четко: первый план — материал «В её руках работа спорится» с крупным снимком, второй план — сгруппированная подборка новостей слева и, наконец, третий план — путеводитель по номеру вверху (краткие анонсы публикаций). При беглом взгляде на страницу сразу понятно, откуда и куда её читать.

ДИЗАЙНЕР НЕ МОЖЕТ НЕ ЗНАТЬ О СОДЕРЖАНИИ ТЕКСТА, КОТОРЫЙ ОН СТАВИТ НА ПОЛОСУ И К КОТОРОМУ ПРИДУМЫВАЕТ ОФОРМЛЕНИЕ. НЕ ИМЕЕТ ПРАВА!
Полосный материал

Обратите внимание, как грамотно строится полосный материал. Снимки подаются по иерархии (более значимый для текста снимок — крупно, а фотография, которая показывает дополнительный факт, — мельче). Таким образом, выстроена зрительная навигация, нет конфликта между разными по значению иллюстрациями.

А главное, посмотрите, как подаются, казалось бы, очевидные по смыслу иллюстрации. С подписью. Причем не с формальным «Письмо сына на фронт», а по‑журналистски информативно — «Написанное аккуратно и старательно, на хорошей бумаге и чернилами (в военное время!) послание всем своим видом и, конечно же, содержанием говорит о почтительности детей к отцу».

«Раскиданность» иллюстраций

Абсолютно типичный пример «раскиданности» иллюстраций в материале. Это характерно для многих маленьких газет. Постоянно сталкиваюсь в регионах с мифом среди дизайнеров: «Это чтобы уравновесить полосу (материал)». Не надо ничего уравновешивать! Надо группировать однотипные иллюстрации, чтобы читателю было комфортнее увидеть их в одном месте. Выделить размером ключевой снимок, который эффективнее всего передаст суть, а также уменьшить и сгруппировать снимки второго плана. У вас есть портреты двух докладчиков. Зачем их раскидывать? Это как в магазине — «товары одной группы», покупатель всегда ищет их в одном отделе. Вариантов подачи такого материала — множество. Перед вами два очевиднейших примера, как можно было бы скомпоновать такую публикацию.

Фото: shutterstock.com, из архивов газет «Кокшеньга» и «Верховажский вестник»

Авг 9, 2017

21 правило работы от профессионалов своего дела

Интервью Радио Свободы с критиком Славой Тарощиной — о больших переменах на телевидении и кризисе главного канала страны

Газетный бизнес сжимается быстрее журнального