Выборы и вдохновение

Отсутствие идей не помеха разгулу агитационно-оформительского творчества. Отмечаем удачи, недостатки, работаем над ошибками

Когда редакции всех муниципальных и региональных газет учредители обязали ставить в каждый номер «трехрублевый» логотип выборов, никаких эмоций это не вызвало. В том числе и у читателей. Как говорится, заставь дурака богу молиться… Оказалось, это была прелюдия. Потому что потом начался разгул предвыборного творчества. Не осталось ничего святого — вот вам и вишенка на торте: резиденты Comedy Club в рекламных паузах глупо ломались с индифферентным призывом всем идти на выборы. Местные администрации тоже фонтанировали. Администрация города Артемовский из Свердловской области объявляла конкурс «Дорога в будущее». Детям предлагалось сделать рисунок на тему «Дорога в будущее!» — изобразить маршрут от своего дома до избирательного участка. И, не поверите, с обязательным указанием номера избирательного участка. Думаете, газеты отстали?

Начнем с того, что Союз журналистов с Объединенным народным фронтом в декабре объявили конкурс для СМИ под куплетным названием «Почему я иду на выборы». Читаю в Facebook пост секретаря СЖ Дениса Токарского: «Неоднократно напоминаем коллегам, что в этом конкурсе можно и нужно поучаствовать. Хорошая возможность получить деньги. Получаю в личку от нескольких журналистов уточняющие вопросы о количестве премий и суммах, отвечаю на них. Заявок от этих журналистов не вижу, что характерно. Сегодня распечатываю актуальный список заявок и спрашиваю: дружище, что ж ты заявку не подал до сих пор? Ты же у меня лично всю информацию получил! Да, говорит, идей нет. И вообще непонятно, получу я эту премию или не получу…» На момент сдачи этого текста в верстку результатов конкурса еще не было. Но, судя по тому, что я увидел в некоторых изданиях, можно себе представить этот «перепляс», где вершиной творчества был типичный комикс-путеводитель о том, как проголосовать 18 марта. Действительно — идей нет. Трудновато продать осетрину второй свежести.

Конечно же, не все так беспросветно. Даже с детьми можно было что-то этакое изобразить. Вот, например, редакция газеты Выселковского района из Краснодарского края «Власть Советов» сделала хоть и очевиднейший, но вполне симпатичный видеопроект на своем сайте — «Если бы я стал президентом». Выселковские дошколята размышляли на камеру о том, что бы они сделали в первую очередь, если бы стали президентом страны. Когда слышишь: «Я бы раздал всем конфет», то смиряешься с окружающей действительностью. Или, скажем, работа маленькой городской газеты из Пермского края «Зори плюс» — представление кандидатов в президенты в виде инфографики, к которой журналисты подошли нестандартно. Никаких 70 или 146 %. И все по-честному. Плюс тайм-лайн второго плана про всех руководителей нашей страны после 1917 года.


В вину публикацию рекламного модуля редакциям газет не поставишь. На все воля учредителей и ведомственных комитетов. Примитивный логотип, разработанный за 37 миллионов рублей фирмой «ИМА-Консалтинг», называющей себя «одной из ведущих консалтинговых и PR-компаний России», пошел, что называется, в народ. Напористо и не спотыкаясь.


 

 

 

Вполне понятная инфографика районной газеты из Алтайского края «Змеиногорский вестник». Но. Что нового узнает читатель, уже оглушенный телевизионными инструкциями «как проголосовать»? А ведь это целая полоса. Если работа делалась для «заказчика», то вопросов нет. Я бы и на разворот расщедрился. А если для читателей — то совершенно мимо цели.

 

 


ЕЩЕ ОДНА ИНФОГРАФИКА. На этот раз от электронной деловой газеты Татарстана «Бизнес online». Как ее не комментировать без эмоций?! Во-первых, она очевиднейшая. А во-вторых, неточная. Показатели все взяты от ВЦИОМ. Тут все в порядке. Но как можно в графике одну из иконок к цифрам, в данном случае портрет Владимира Путина, делать крупнее остальных? 


 

 

ДИЗАЙНЕРЫ информационного портала из Ханты-Мансийского автономного округа пошли дальше. Действующий президент — олицетворение выборов. Словно вся гонка идет под его патронажем.

 

 



 

А ВОТ ИНФОГРАФИКА ГАЗЕТЫ ИЗ НЕБОЛЬШОГО ГОРОДА ДОБРЯНКА Пермского края «Зори плюс». Сколько раз тот или иной кандидат участвовал в выборах президента — видим рекордсменов и «начинающих». Каковы доходы? Здесь неожиданность: телеведущая выигрывает у олигарха. Каков процент отрицательного отношения избирателей к каждому? И тут есть лидер за явным преимуществом. Наконец, кому сколько лет. И мы видим трех пенсионеров и трех кандидатов предпенсионного возраста. В завершение темы — таймлайн про всех руководителей нашей страны с 1917 года. Зрительно сразу видно всех «долгожителей».

 


 

 

 

 

БЮЛЛЕТЕНЬ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ на выборах президента — замечательный образчик приема, которым пользуются газеты для выделения своих ключевых публикаций. Хочешь показать значимость материала, подчеркнуть его ценность — окружи его «воздухом». Может, этот самый бюллетень наконец даст понять газетчикам, что «воздух» — один из эффективных инструментов при оформлении полос.

 

 

 


 

ЕСЛИ БЫ ЖУРНАЛИСТЫ ВСПОМНИЛИ, ЧТО ОНИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЖУРНАЛИСТЫ, а не ретрансляторы голоса местной власти, то можно было бы ждать вот таких работ, как старая (2012 года) инфографика журнала «Вокруг света». Редакция нашла интересный фокус в теме выборов. А именно — как выстроен процесс подсчета голосов? Ведь об этом мало кто из читателей знает.


ЖУРНАЛИСТ продолжает работу по совершенствованию газетного дизайна региональных изданий. Есть необходимость получить бесплатный совет профессиональных дизайнеров? Присылайте номера вашей газеты на адрес pressa@design­smi.ru с пометкой «Для обзора».

Фото: shutterstock.com
Сообщить об ошибке
Мар 22, 2018
Интервью с Максимом Сычевым о цифровых рекламных форматах 
Взаимодействие государства и медиа принимает новую форму 
Азы производства видеоконтента