Европейский рынок медиа в формате выходного дня

Медиатур «АНРИ-медиа»

Интересной особенностью Берлина является его разделение на две части. Стена, которая проходила в центре и делила город с 1961 по 1989 год, давно снесена и частично сохранена как исторический памятник. Но и сегодня западная и восточная части Берлина разительно отличаются друг от друга, что абсолютно удивительно. Местный медиаландшафт всё ещё отражает так называемую стену в головах. Вы можете увидеть это даже в метро: если сосед рядом будет читать «Тагешпигель», то, скорее всего, вы едете по Западному Берлину, а если «Берлинер цайтунг», которая была популярна в ГДР, то вы на востоке города.

ЕСЛИ В МЕТРО СОСЕД БУДЕТ ЧИТАТЬ «ТАГЕШПИГЕЛЬ», ТО, СКОРЕЕ ВСЕГО, ВЫ ЕДЕТЕ ПО ЗАПАДНОМУ БЕРЛИНУ, А ЕСЛИ «БЕРЛИНЕР ЦАЙТУНГ», ТО ВЫ НА ВОСТОКЕ ГОРОДА

 

КАКИЕ МЕДИАОТКРЫТИЯ СДЕЛАЛИ И КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВИЛИСЬ?

«Тагсцайтунг», или «Тац» (Tageszeitung, Taz), — одна из десяти общенациональных газет в Германии с тиражом около 51 тыс. экземпляров. Она стоит особняком на немецком медиаландшафте. Это единственная газета, которая является полностью независимой от какого-либо концерна или издательской группы. Её владельцем является товарищество из сотрудников редакции и читателей (16 тыс. собственников), которые не влияют на редакционную политику. Газета существует в основном за счёт пожертвований подписчиков, которым предоставляется право выбрать, по какой цене они подписываются на неё (так называемая подписка-пожертвование). Такая краудфандинговая бизнес-модель работает почти со времени основания «Тац» в 1978 году. Газета по политическому направлению близка партии «зелёных» и «левых». Они знамениты тем, что поднимают темы, которые не освещают другие ведущие СМИ, особенно в международном плане.

В Германии не так много инноваций. Редактор онлайн-версии газеты «Ди Цайт» (Die Zeit) не смогла рассказать ничего особенного по работе в социальных сетях, концепции paywall, нативной рекламе и другим вещам, которые давно в лексиконе у российских издателей. Немцы консервативны, долго планируют и не рискуют, что в цифровом мире непозволительная роскошь, поэтому в плане монетизации контента в интернете и новых форматов они не передовики. Они жалуются на кризис, но у них всё ещё живы и бодры многие классические газеты, всё ещё есть реклама (потому что сильная экономика), и им, прямо скажем, не так жизненно необходимы постоянные эксперименты с инновациями.

«Ди Цайт» (Die Zeit) — главная еженедельная газета Германии, принадлежит концерну Георга фон Хольцбринка. Уникальный пример газеты, которая, несмотря на кризис, в последние годы увеличила свой тираж, сегодня он составляет более 500 тыс. экземпляров. Благодаря высокому качеству журналистики она пользуется большой популярностью в интеллектуальных кругах. Её особенно ценят за репортажи и аналитические материалы. Сайт газеты наряду с сайтом журнала «Дер Шпигель» является ведущей онлайн-газетой страны.

Вторая причина отсутствия в голове немецких издателей темы коммерциализации контента, всех возможных поисков источников заработка — жёсткое разделение редакции и рекламных отделов. Они этим гордятся и не знают, не понимают, как можно иначе. Ведь главная ценность для журналиста и редактора немецкого СМИ — это журналистика, свобода слова, поддержание демократии. В его профессиональные задачи входит написание качественных текстов, а не поиск идей о том, как на этих текстах заработать.

Интернет-медиаландшафт Германии занят онлайн-версиями традиционных изданий, нет ни одной успешной газеты, которая выходила бы только онлайн. Если Der Spiegel («Дер Шпигель») популярен офлайн, то он будет лидером и онлайн. Зарабатывать деньги онлайн качественной журналистикой в интернете почти так же сложно, как и у нас: Die Zeit («Ди Цайт»), к примеру, кормится как раз печатной версией, хотя они мастодонты и очень популярны в интеллектуальной среде.

Редакции печатных и онлайн СМИ также разделены, они взаимодействуют по различным темам и вопросам, но отделены физически, фактически, имеют разные планы и задачи. Так что «конвергентная редакция» — термин для немецких СМИ неактуальный.

«Тагесшпигель» (Der Tagesspiegel) — одна из ведущих газет в Берлине, известная и широко цитируемая в СМИ по всей Германии, тираж около 100 тыс. экземпляров. Принадлежит концерну фон Хольцбринка, который также издаёт еженедельную «Ди Цайт» и экономическую «Хандельсблатт». В последние годы газета совершила качественный рывок в онлайн-сфере. Они активно используют инновационные подходы, ведут популярные форумы для специалистов разных профессий, издают электронные бюллетени — мониторинг новостей в различных сферах политики. Они также устраивают ряд офлайн-мероприятий, в том числе и в салоне при редакции.

Важная особенность немецких региональных газет — обращение к новостям всех уровней (мир, общенациональная политика, локальные новости). Это имеет свои плюсы и минусы, большинство издательств не могут содержать полную редакцию и покупают так называемую «рубашку» (мировые и внутриполитические новости) у газеты побольше в своём регионе. Это историческая особенность, связанная с немецким федерализмом.

 

КАК УСТРОЕНА МЕДИАСИСТЕМА?

Один из вопросов, который волновал участников медиатура, касался мотивации сотрудников. Как контролировать журналистов? Как оценивать результаты их работы? Как управлять коллективом творческих людей? В ответ немецкие коллеги смогли лишь выразить своё недоумение. В Германии все систематизировано, в том числе оплата труда. Активны профсоюзы, которые защищают интересы представителей одной отрасли. Немецкие журналисты жалуются на невысокие зарплаты, особенно в онлайн-редакциях, но тема повышения оплаты труда решается не в личной беседе сотрудник — босс, а через профессиональный союз, который лоббирует интересы журналистов, инициирует забастовки, ведёт переговоры с издателями и издательскими ассоциациями. В отрасли есть документ, прописывающий уровни зарплат для различных уровней специалистов. Чаще всего штатные сотрудники имеют фиксированный оклад.

ЕСТЬ ДОКУМЕНТ, ПРОПИСЫВАЮЩИЙ УРОВНИ ЗАРПЛАТ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ. ЧАЩЕ ВСЕГО ШТАТНЫЕ СОТРУДНИКИ ИМЕЮТ ФИКСИРОВАННЫЙ ОКЛАД

Как такового контроля за объёмом работы не происходит. Немецкие журналисты приходят на работу с желанием
работать и все свои положенные восемь часов в день посвящают деятельности, направленной на получение необходимого результата. Кто-то пишет много текстов быстро, кто-то работает с глубокими материалами, но все работают.

Федеральная ассоциация немецких издателей газет (Bundesverband Deutscher Zeitungsverleger E.V.) — объединение одиннадцати земельных ассоциаций газетных издателей, созданное в 1954 году. Его главная задача — представление интересов издателей газет, в том числе при ведении так называемых тарифных переговоров, когда редакторы и журналисты договариваются о заработной плате. Ещё одна важная функция ассоциации — контроль за независимостью издателей от государственных органов. Ассоциация проводит большое количество конференций и мероприятий, в том числе вручение одной из главных журналистских наград ФРГ — премии Теодора Вольфа.

Многие вопросы, важные для отрасли, решаются через ассоциации и объединения. В Германии действуют региональные ассоциации издателей прессы, которые входят в федеральную, которая, в свою очередь, входит в евросоюзную и всемирную. Темы тарифов, льгот, налоговых привилегий для издателей газет и журналов лоббируются коллегиально, очень постепенно и медленно, с различной степенью успешности. Здесь можно
отметить, что немецким издателям необходимо отстаивать свои интересы не только не национальном, но и евросоюзном уровне, так как законодательная база составляется для всей зоны EU. В BDZV входят 270 издателей из 330.

 

МОЛОДЫЕ И ДЕРЗКИЕ: БЕРЛИНСКИЕ МЕДИАСТАРТАПЫ

На медиазавтраке группа издателей встретилась с Джастином Варилеком, автором стартап-платформы hackpack.press, и его товарищем Яном Кёнигом, представителем команды hashtagnow.co.

HACKPACK.PRESS — это сеть для издателей, в которую входят различного рода авторы, фотографы, блогеры, которые очень оперативно могут сделать материал в любой точке мира. Второй стартап, hashtagnow.co, посвящён отслеживанию тем в соцсетях и фильтрации контента.

Ощущения от сравнения традиционных издателей Германии и стартаперов можно выразить одним образом: плывёт огромный лайнер, а вокруг него сотни небольших кораблей, шустрых и быстрых, стремящихся первыми прийти в гавань. Именно эта группа издательских проектов работает для аудитории 18-25 — Homeless media. Аудиторию, которая ищет новости и информацию не по бренду, а по доступности, в своей ленте в социальной сети или других агрегаторах.

Представленные проекты не поразили новизной. В той или иной степени они реализуются участниками российской группы. Но впечатлила вера в себя, способность хорошо представлять свой продукт, лёгкость и независимость от мнений и пространства, мультиязычность и многонациональность

Фото: shutterstock.com, АНРИ-МЕДИА

Июл 19, 2017
Миллионные Салоники лишились обеих городских ежедневок за два года
Пять человек, которые в этом году изменили наш журнал к лучшему
Обзор медиапространства Нижегородской области