Как победить «язык вражды» в cети?

Дать одно, непротиворечивое определение «языка вражды» крайне трудно. Тем не менее большинство сразу чувствует, когда кто‑то начинает использовать этот язык

В таком случае возникает вопрос: как быть? Как реагировать? Ведь необходимо выработать некий алгоритм действий для того, чтобы не только выявлять признаки «языка вражды», но также сделать доступным инструментарий, позволяющий и противодействовать этому языку, и осуществлять мероприятия по недопущению «языка вражды» в сетевые СМИ. Этому могли бы помочь следующие рекомендации, которые были представлены на одном из последних обсуждений проблемы «языка вражды» в ЮНЕСКО.

 

ПЕРВОЕ. Саморегулирование

Ни в коем случае нельзя отдавать на откуп государству определение этических стандартов в СМИ, что может привести к введению цензуры. Вместо этого следует повышать ответственность самих СМИ за проявления «языка вражды».

 

ВТОРОЕ. Плюрализм

Отказываясь от цензуры, в то же время следует развивать многообразие и плюрализм в СМИ. Многообразие голосов во всяком случае снизит накал любой пропаганды и любых проявлений «языка вражды».

 

ТРЕТЬЕ. Реакция

Необходимо развивать механизмы раннего распознавания и быстрого реагирования на проявление «языка вражды» в сети. Необходимо также как можно шире распространять информацию об успешном опыте преодоления последствий использования и предотвращения проникновения этого языка в сеть.

 

ЧЕТВЁРТОЕ. Поддержка

Никогда не оставлять пострадавших от «языка вражды» в одиночестве, обеспечивать их возможностью
поддерживать постоянную связь с коллегами, которые могут оказать помощь, продолжать мониторинг ситуации в том случае, если угрозы в сети продолжаются, искать виновных и привлекать общественное внимание к сложившейся ситуации.

 

ПЯТОЕ. Фиксирование

Никогда не позволять проявляться «языку вражды», вне зависимости от ситуации. Каждый случай должен быть зафиксирован и получить отпор. Необходимо противопоставить угрозам в сети немедленные действия. Угрозы должны восприниматься точно так же, как и угрозы офлайн, — о них надо немедленно сообщать властям и требовать ответных действий.

 

ШЕСТОЕ. Отношение

Важно убедить работодателей и руководителей всех уровней всерьёз относиться к угрозам, уделяя повышенное внимание каждому проявлению этой формы насилия по отношению к журналистам и внимательно относясь к пострадавшим.

 

СЕДЬМОЕПодходы

Поскольку «язык вражды» не знает границ, международные журналистские, авторские и прочие организации и СМИ должны сообща выработать общие подходы по противодействию ему, а также рекомендации для СМИ.

 

ВОСЬМОЕ. Диалог

Необходимо развивать диалог с владельцами и редакторами социальных сетей и онлайн-платформ, необходимо убедить их взять на себя ответственность за противодействие «языку вражды».

 

ДЕВЯТОЕ. Сопротивление

Необходимо вовлечь в широкую дискуссию всех участников медиасреды, оказывать сопротивление всем проявлениям агрессии, независимо от того, исходят они от конкретного автора, группы авторов или организации.

 

ДЕСЯТОЕ. Медиаобразование

Необходимо повысить роль медиаобразования. Всё больше людей (и не только молодых) получают новости из социальных сетей и онлайн-комментариев, и поэтому университеты и школы журналистики должны широко освещать и уделять всё большее внимание этому фактору.

Фото: shutterstock.com

Апр 4, 2017

В прошлые кризисы (2007-2009 и 2011) больше говорили о бизнес-моделях и «спирали смерти», в которую спускаются традиционные,...

Мем #меняневзяли, строго говоря, в первую очередь флешмоб

Не впервые читаю публикации школьников, работы, вышедшие в финал Российского национального юниорского водного конкурса, который...