Выбираем идеальную «админку» для медиа

 

Помимо качественного контента, красивого дизайна и удобной навигации, издателю нужно определиться, как контентом управлять. Мы изучили, что предлагает рынок систем управления контентом, и выбрали несколько систем, которые лучше всего подойдут для молодого медиа или digital-версии небольшого печатного СМИ

Система управления контентом (Content Management System, CMS или попросту «админка») — это набор функций и инструментов, которые помогают авторам и редакторам быстро создавать, верстать и заполнять сайт статьями и другими материалами. В отличие от обычных CMS, которые предназначены для коммерческих сайтов, такие системы предусматривают создание и редактирование шаблонов, удобство в работе с большим количеством картинок и разными видами форматирования текста. Всё это обычно не требуется для сайта, который не является СМИ или блогом. 

ГЛАВНОЕ В CMS ДЛЯ МЕДИА — КОНТЕНТ, А ГЛАВНЫЙ ЧЕЛОВЕК — РЕДАКТОР. РАДИ ЕГО УДОБСТВА И ПРИДУМАНЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

СИСТЕМЫ МОГУТ БЫТЬ:

  Самостоятельной платформой, написанной специально под издание (такие, к примеру, есть у Meduza и Известий).

•   Платформой для свободного распространения, как Wordpress, Drupal, ModX, 1С-Битрикс.

•   Надстройкой к другим системам (как Publo, Setka и Verstka.io).

Разберём подробно функции и устройство тех платформ, которые лучше всего подходят для небольшого СМИ. Verstka отсекаем за дороговизну, ModX и Drupal за большое количество требуемых доработок и малое число плагинов, предназначенных для медиа. Остаются популярные Wordpress и Битрикс, и новички на рынке — Publo и Setka.

 

1   Publo — простой рабочий инструмент

Так выглядит Publo внутри

Эту систему используют, к примеру, в медиа об образовании Мел.fm. Экран по умолчанию: список опубликованных статей с числом просмотров. Дальше вкладка «Черновики» со всеми статьями, которые находятся в работе, что очень удобно: не нужны никакие гугл-доки с правками, и вся работа над текстом (редактура, корректура, вёрстка, иллюстрации) может идти в одном месте.

У черновика и статьи в любой момент доступно превью, которое покажет, как статья будет выглядеть в опубликованном виде.

ЕСТЬ РАЗДЕЛЫ:

•   Рубрикатор (в нём создаются и редактируются рубрики).

•   Авторы.

•   Реклама (список доступных форматов, которые можно включать и выключать вручную).

•   Пользователи (те, кто имеет доступ к админке).

•   Теги.

Publo постарались сделать акцент на максимально удобном текстовом редакторе, что позволяет верстать сложные и красивые материалы практически любому сотруднику редакции.

Базовые параметры новой публикации: текст пишется непосредственно в редакторе или копируется из внешнего источника (при копировании удаляется внешнее форматирование). Дальше вся работа с текстом идёт в редакторе, все элементы редактирования доступны (но не обязательны) для любой публикации в любом жанре. То есть можно сверстать простую новость с минимумом редактирования, несложную заметку или полноценный длинный текст.

Можно плотно поработать над обложкой материала. Основная, «сайтовая», обложка редактируется внутри статьи сотрудником, отвечающим за текст, или бильд-редактором. Тут же можно выбрать, как будет выглядеть обложка в соцсетях и в мобильной версии сайта.

Материал можно сохранить, удалить, просмотреть перед публикацией или снять с неё. Publo напомнит редактору, если он забыл о каких-то важных функциях редактирования текста или забыл установить обложку для статьи.

Для работы с первой полосой есть отдельная вкладка: вся работа по её перевёрстке максимально простая. Можно вынести/убрать материал (on/off) и передвинуть его выше/ниже (drag-and-drop). Выносить на главную можно любой опубликованный материал (и новости, и тесты, и вообще всё), перевёрствывать любое количество раз без ограничений. Если кто-то в данный момент работает с первой полосой, для других пользователей она будет заблокирована.

Publo позволяет работать с блогами — такими, как на Хабре или Sports.ru. Завести блог может любой зарегистрированный пользователь и пользоваться облегчённой версией редактора. Смысловой модерации нет, только по стоп-словам.

В целом, Publo очень прост, интуитивно понятен, и работать с ним сможет даже редактор, который никогда не правил материалы в интернете.

 

2   Wordpress — популярно и бесплатно

На Wordpress работают многие издания, от маленьких региональных до крупных, вроде Лайфхакера

Сегодня на Wordpress «сидит» около 25% интернета. Это простая бесплатная платформа, для которой разработано множество плагинов — от тестов и комментариев до текстовых и онлайн-трансляций. Плагины для Wordpress можно купить или воспользоваться бесплатными решениями. Также есть много шаблонов дизайна. Если вы начинающее медиа и не готовы выложить десятки тысяч рублей за собственный макет, ваш выход — платный шаблон за $50–100 или бесплатный аналог.

На Wordpress работают многие издания, от маленьких региональных до крупных, вроде Лайфхакера. Вот что говорит издатель Алексей Пономарь о том, как в Лайфхакере используют Wordpress:

Когда 10 лет назад мы выбирали CMS для Лайфхакера, выбор стоял между пачкой опенсорсных (то есть доступных для правки и доработки — ЖУРНАЛИСТ) блоговых движков. Нам круто повезло, что выбрали именно WP, а не любимые кучкой гиков-староверов Joomla или Drupal. Wordpress оказался не просто самым живучим, но и невероятно гибким и очень, очень, очень быстро развивающимся продуктом.

Однако Пономарь считает, что по нынешним временам у Wordpress высокий порог входа. Решившему использовать standalone-движок придётся многому научиться, прочитать кучу статей (спасибо хотя бы, что они есть) про настройку, оптимизацию движка, тем оформления и т.п. Также Wordpress очень требователен к ресурсам, поэтому вопрос производительности будет непрерывно возникать по мере роста аудитории. Но у всех этих проблем есть доступные и недорогие решения.

К плюсам Wordpress можно отнести огромное сообщество разработчиков, считает Алексей Пономарь. По его словам, из вордпресса можно сделать все, что угодно, — блог, крупное медиа, каталог, сайт-визитку, интернет-магазин, даже систему управления проектами. Огромнейший выбор плагинов и тем оформления, часто бесплатных, позволяет сэкономить на разработке нужной функциональности немалые средства.

Алексей говорит:

Кроме того, это же сообщество создаёт большой объём документации, что немаловажно для любого программного продукта. Если есть какая-то идея новой функции, просто её описание вбивается в гугл с припиской «wordpress plugin». В 99% случаев найдётся готовое решение. Примерно 2/3 плагинов в системе самописные, по принципу 1 функция — 1 плагин.

Из общедоступных в Lifehacker используют Yoast SEO, Edit Flow, Jetpack, отдельно можно отметить очень крутое решение для публикации в «социалке» — NextScripts Social Networks Auto-Poster.

 

3   Setka — красота и простота

Setka легко используется поверх бесплатного Wordpress или даже Drupal

Setka состоит из встроенного редактора в оболочке Wordpress — Setka Editor, и конфигуратора, который находится по адресу editor.setka.io. Это личный кабинет, где можно всё настроить под себя.

Setka можно интегрировать на самописные платформы на Ruby on Rails. Но если вам это словосочетание не знакомо, а в штате нет своего разработчика, Setka легко используется поверх бесплатного Wordpress или даже Drupal. Нужно лишь ввести код активации.

Внутри есть раздел с наборами стилей, их можно создавать в неограниченном количестве. На отдельном экране видно, как будет выглядеть стиль на планшете, десктопе и мобайле. Можно подключить дополнительные шрифты из набора Google Fonts. Посмотреть, как будут выглядеть ссылки, подписи к картинкам, подобрать наборы цветов, фоны, настроить разделители, подгрузить иконки. После настройки десктопа планшетная и мобильная версии генерируются автоматически, но их тоже можно подстроить. Готовый пост традиционно доступен для проверки перед публикацией.

В итоге получается ровный, но сложный по структуре материал. При этом принцип сеток позволяет верстать такие статьи быстро и просто, а не тратить уйму времени на расставление объектов. С помощью Setka можно также добавить:

Сниппеты — заранее свёрстанные элементы, которые вставляются по клику. Например, разные виды оформления цитат. Все ранее свёрстанные сниппеты можно сохранять и использовать в дальнейшем. В каждой из тем есть свои сниппеты, идеально совпадающие с вёрсткой. Сниппетов может быть сколько угодно, без ограничений. Редакторы сохраняют свёрстанную структуру некоторых материалов, чтобы потом не тратить время на оформление заново. В будущем в Setka добавят вкладку, чтобы редактор мог сохранить всю структуру поста в виде шаблона.

Изображения — они, после вставки, ведут себя в колонках так же, как текст. Их можно увеличить, уменьшить. Изображение автоматически подстраивается под число колонок. Есть галерея. Кроме того, для текста или картинки можно задать анимацию.

Embed (вставки и врезки) — Setka принимает любой код, с любого сайта — хоть ролик с ютуба или с другого сайта.

Комментарии — редакторы могут оставлять комментарии друг другу при работе над материалом. Есть быстрые сочетания клавиш — они упрощают работу над текстом, их легко запомнить.

В скором времени Setka можно будет установить через сайт wordpress.org, прямо из библиотеки плагинов. Таким образом, эту админку можно будет устанавливать точно так же, как Wordpress.

 

4   1С-Битрикс

Битрикс — самая популярная коммерческая CMS в России, которая легко «допиливается на коленке» под практически любые задачи. А так как это российская разработка, у её клиентов нет проблем с технической поддержкой и обновлениями.

На Битриксе собрана, к примеру, Cossa.ru. Мы решили узнать у главного редактора Cossa Андрея Коновалова о том, удобен ли Битрикс для медиазадач:

Рассуждать про «удобство» Битрикса для конкретной отрасли неправильно. Битрикс — это, в первую очередь, набор инструментов и решений для создания сайтов, а уже потом — интерфейс для управления ими. На рынке CMS есть чёткое деление на продукты универсальные и специализированные. Универсальная система — это среда, используя возможности которой можно сделать всё, что угодно — хоть магазин, хоть портал. И к этому всему даётся универсальная админка, которая подходит под любой тип проекта и поэтому универсально неудобна для любого из них. Но работать с ней можно, хотя и без удовольствия.

По словам Коновалова, в специализированной системе всё «затачивается» под особенности конкретной отрасли. Например, центральная часть админки Wordpress — инструменты публикации, и с контентом там работать действительно приятно, пока редакция небольшая, текстов немного, а процесс публикации не подразумевает многократной передачи текста «из рук в руки», разных статусов и согласований, утверждает Андрей:

 Таким образом, с точки зрения удобства работы с контентом и редакционными процессами админка «Битрикса» проиграет любой специализированной системе.

Но его сила совсем в другом. Используя инструменты Битрикса. вы можете реализовать для себя любую логику сайта и при необходимости сделать к этой логике отдельные интерфейсы. Вам совсем не обязательно работать с его родной админкой — вы можете сделать свою собственную, где предусмотреть и цепочки работы с документом, и планы публикаций, и вывод статистики по каким-то меткам, темам, посещениям. Другое дело, что это большая и дорогая работа, которую нет смысла делать, если у вас маленькое или некоммерческое медиа.

Админка «Битрикса» — компромисс, универсальное решение для всех типов сайтов, но для медиа «Битрикс» будет оправдан только в том случае, если вы собираетесь делать что-то особое, тщательно заточенное строго под ваши нужды, и готовы вкладывать много сил и средств в разработку.

Заходное фото: shutterstock.com

Апр 24, 2017

В прошлые кризисы (2007-2009 и 2011) больше говорили о бизнес-моделях и «спирали смерти», в которую спускаются традиционные,...

Мем #меняневзяли, строго говоря, в первую очередь флешмоб

Не впервые читаю публикации школьников, работы, вышедшие в финал Российского национального юниорского водного конкурса, который...