Кто мешает жить комфортно?

Удалённый формат работы, развитие сайта, взаимодействие с соцсетями. Помогают ли эти меры выживать частному районному СМИ, ЖУРНАЛИСТ поинтересовался у Натальи Ермаковой, главного редактора газеты «Октябрьские вести» и победителя конкурса «Главный редактор года-2016»

С какими проблемами сегодня сталкиваются ваши газеты?

— Прежде всего экономического характера. Не стало никаких льгот и преференций у СМИ. И это печально. Помнится, был закон о поддержке районных и городских газет. Существовала пониженная ставка по страховым взносам. Сегодня ничего этого нет. Даже наша правовая форма — НКО — не спасает. Хотя на всех уровнях говорят о поддержке социально ориентированных организаций — а что может быть более социально ориентированным, чем районная газета?

 

И что же вы предпринимаете для оптимизации расходов?

— Оптимизацией расходов мы занимаемся постоянно. Сменили типографию, транспортную компанию, которая доставляет газету из типографии до почты. Ужались в помещениях. Попробовали сократиться в объёме, но сразу ощутили спад интереса читателей. Стали размещать муниципальные правовые акты в своём сетевом издании (за деньги!), больше стало места в газете для интересных материалов. Их авторами всё активнее становились наши читатели. И теперь в каждом населённом пункте у нас есть «свои люди»: напишут, прокомментируют, проверят. 

АВТОРАМИ ВСЁ АКТИВНЕЕ СТАНОВЯТСЯ НАШИ ЧИТАТЕЛИ. И ТЕПЕРЬ В КАЖДОМ НАСЕЛЁННОМ ПУНКТЕ У НАС ЕСТЬ «СВОИ ЛЮДИ»: НАПИШУТ, ПРОКОММЕНТИРУЮТ, ПРОВЕРЯТ

Ещё нами было принято решение о переходе редакции на удаленный формат работы.

 

В чём вы видите главные плюсы и минусы такого формата?

— Минус, пожалуй, один: не стало редакционных планёрок с чаепитием. Плюсы? Сократились расходы на связь, содержание помещений.

Газета «Октябрьские вести». 29 июня 2017 года

А на читателе, который давно уже общается с нами посредством интернета и телефона (приехать к нам — дорогое удовольствие), эти перемены никоим образом не отразились. Номер моего мобильника давно уже у многих в телефонной книге. Общаемся в социальных сетях. Оценили новый формат семейные сотрудники: рабочее время можно спланировать так, как удобно. Главное — быть всегда на связи.

В нашей «октябрятской звёздочке» работает пятеро: директор, он же главный редактор, он же корреспондент; главбух; менеджер по рекламе; шеф-редактор, которая к тому же и газету верстает, и кадры ведёт, и договорами занимается; и наш редактор сетевой газеты. Кстати, именно «сетевик» первым у нас перешёл на удалённый доступ. Правильно ли всё это? Мне кажется, здесь всё очень индивидуально. Нас жизнь заставила на это пойти. И получилось. У нас есть кому писать в газету, у нас хороший авторский актив. А «выйдем в тираж» — передадим эстафету выпускникам Югорского университета: учат в ЮГУ хорошо.

 

Как распространяются «Октябрьские вести» и «Наши новости: Приобье»?

— «Октябрьские вести» — традиционно, по подписке. Частично в розницу по магазинам. К сожалению, сейчас «Почта России» практически не участвует в розничной продаже. Невнятные, неприемлемые для нас условия розничной продажи, выставленные почтовиками, мы принять не могли. Если каталожную цену мы хоть как‑то сдерживаем, то доставочная растёт каждое полугодие. А качество доставки при этом только ухудшается!

Как бы там ни было, в условиях нашей сложной транспортной схемы только подписка через «Почту России» может спасти газету. В отдалённую деревушку, где не больше десятка подписчиков, никакая альтернативная служба не возьмётся доставлять газету. Но, к счастью, туда уже доходит интернет, и жители дальних селений стали выписывать газету в электронном виде.

Газета «Новости Приобья». 1 июля 2017 года

Газету «Новости Приобья» мы учредили четыре года назад. Приобье — самое крупное городское поселение в Октябрьском районе. И там всегда много чего происходит. Когда «Октябрьские вести» стали больше походить на «Приобские вести», мы и решились на новую газету. Распространяется она в розницу, а также бесплатно доставляется ветеранам поселка.

 

На апрельском форуме ЖУРНАЛИСТА вы рассказали, что ваши газеты печатаются в Екатеринбурге, потому что это в два раза дешевле, чем печатать в соседнем районе. В чём причины такой ситуации?

— В нашем регионе все цены — с поправкой на северный коэффициент. Не всегда оправданный. Даже с доставкой из Екатеринбурга газета нам обходится дешевле, чем из соседнего города, где мы раньше печатались. По нашему пути, кстати, пошли и коллеги из ещё одного района Югры. Думаю, причины этой ситуации должны проанализировать печатники ХМАО и их учредители.

 

А какие задачи вы ставите перед сетевым изданием Октвести.ру?

— Свежие, оперативные новости района жители получают с пылу с жару именно в нашем сетевом издании. Потому что печатная газета, в силу сложной транспортной схемы, приходит к читателю в лучшем случае на третий день. И в ней мы нередко возвращаемся к оперативной информации, но уже с анализом: рассказываем подробности, приводим комментарии, отклики читателей в социальных сетях, где у нас жизнь просто кипит. Ежегодно мы на сайте выбираем бизнес-леди района. А итоги в газете подводим, интервью с победительницей печатаем. То же с проектом «Тормоз перестройки: кто и что мешает нам жить комфортно»: на вопросы, поступившие в сети, оперативно отвечает в газете глава района.

 

У вас в газетах есть «людские проекты». Что это такое?

— Да мы задумались: коли в оперативности газета проигрывает, в чём она может дать фору интернету? О чём мы редко в интернете прочитаем? О тех, кто рядом. Какой бы век ни стоял на дворе, человеку всегда интересно говорить о себе, о секретах своих друзей, соседей. Так родились у нас «людские» проекты. От слова «люди». Которые живут рядом, по соседству, знакомые и незнакомые.

В каждом какая‑то особинка. Герой Андрея Платонова верил, что без него, вот такого вроде никчёмного, — народ неполный. Мы так и назвали свой новый проект — «Без меня народ неполный».

 

Вы стали победителем Всероссийского конкурса «Главный редактор года — 2016», который проводится в рамках проекта «Золотой фонд прессы». Насколько для вас важна эта премия?

— И важна, и дорога. У редактора нет ни выходных, ни отпускных дней. Только коллеги могут оценить его по достоинству. Тем дороже их признание.

Справка

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА «ОКТЯБРЬСКИЕ ВЕСТИ» выходит еженедельно на 16 полосах формата А3. Тираж — 2000 экземпляров. Распространяется во всех населённых пунктах Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа. С апреля 2008 года учредителем газеты является коллектив редакции.

Кроме того, частное учреждение «Издательский дом "Октябрьские Вести" издаёт с 2013 года еженедельник «НОВОСТИ ПРИОБЬЯ» (объём — 8 полос формата А3, тираж — 1000 экземпляров) и с 2014 года — сетевую газету «ОКТВЕСТИ.РУ»

Фото: shutterstock.com, из личного архива Натальи Ермаковой, oktvesti.ru, novpriob.ru, ok.ru/gazetaokty

Июл 4, 2017
Хотите разобраться в основах медиа? Нет времени читать многостраничную литературу? «Неучебное пособие» для вас
О том, что рассылка электронных писем превратилась для СМИ в один из эффективных инструментов формирования лояльной аудитории,
Учимся быть осторожными со словами с