Кубанские лайфхаки

Редкий пример успешного редизайна

«Огни Кубани» до редизайна

Надеюсь, когда-нибудь наступит время, и мне не придется писать о муниципальных редакциях, обновляющих свои газеты, как о ракетах Илона Маска. А пока только так… И у нас новый герой — редакция районной газеты «Огни Кубани» из Краснодарского края. Издание, которое просто продлило себе жизнь.

Меня, признаться, поражает беспечность большинства муниципальных редакций, которые продолжают выпускать нафталиновые газеты. Это ж умудриться надо — сохранить нафталин, который давно не выпускается. Причем сами мы быстро перенимаем правила жизни меняющегося мира — носим термобелье, а не кальсоны с тесемочками, и на танцах давно уже не пляшем кадриль. Так почему же мы допускаем внешний вид своих районок, достойный разве что списанного линотипного станка в разорившейся типографии?

О какой конкуренции с цифровыми и электронными медиа можно говорить, если мы ведем себя как безнадежно больные, отказывающиеся от лечения. А вот наши конкуренты — телевидение и интернет — постоянно совершенствуются и в оформлении, и в функционале. Такое впечатление, что в ролевых играх на рынке СМИ кто-то перепутал сценарии. Просто заставьте себя немного подумать над вопросом — зачем все эти новые медиа (внимание! — бесплатные для аудитории) постоянно «копаются в себе» и меняют не только внешний вид, но и содержание? Ну и второй вопрос — почему мы, газетчики, наименее встроенные в современный рынок СМИ (внимание! — платные для аудитории), совершенно не озабочены «самокопанием»? 

О КАКОЙ КОНКУРЕНЦИИ С ЦИФРОВЫМИ СМИ МЫ ГОВОРИМ, ЕСЛИ ГАЗЕТЫ ВЕДУТ СЕБЯ КАК БЕЗНАДЕЖНЫЙ БОЛЬНОЙ, ОТВЕРГАЮЩИЙ ЛЕЧЕНИЕ

Многие, конечно, успокаивают себя устоявшимися тиражами за счет пожилой аудитории. Те самые читатели, которые не могут изменить традициям чтения газет и решения своих проблем через публикации в газете. Но, во-первых, пока у них не появились другие, более удобные и функциональные источники информации. И во-вторых, уж извините за цинизм, эта аудитория утащит все за собой. В том числе и вашу газету. Если, конечно, о своей судьбе вы не задумаетесь чуть раньше. Совершить революцию и разорить телеканалы с интернет-площадками вам, конечно, не удастся. Но продлить жизнь себе и стать «своим» не только для стариков вам вполне по силам.

Именно это и проделала в начале года редакция газеты «Огни Кубани» из Кавказского района Краснодарского края. Своими силами. Как говорят сотрудники редакции, «это была наша «оранжевая революция».

Да, никак нельзя оставить за скобками чрезвычайно важную новость для тех, кто захочет «перезагрузить» свою газету. Редизайн, если он не просто результат вашей прихоти, — ни в коем случае не только смена оформления. Скорее всего, вам придется сменить алгоритмы подачи текстов, произвести переоценку содержательной модели газеты, обратить внимание на усиление подачи иллюстраций. Впрочем, это тема для другой публикации… Поэтому давайте пока посмотрим на старые и новые полосы кубанской районки, газеты, которая решила не умирать раньше времени.

БЫЛО — СТАЛО. Сменой графическо модели редакция «болела» целый год. Как пишут сами сотрудники «Огней Кубани», «…много общались с коллегами из Центральной России, Москвы, Сибири, Урала. В некоторых случаях понимали, что мы серьезно отстаем в подаче и содержательного, и визуального материалов. Привозили презентации на флешках, тащили в редакцию кипы газет со всей России. Садились за стол обсуждения всем коллективом…»

 

 

 

 

 

 

ЛОГОТИП. Не обошелся редизайн газеты и без смены логотипа. Не просто по принципу «почему бы нет», а именно «приблизить» его к району и аудитории. В конце концов, «подружить» его с названием газеты. Рисовали фонари, звезды и даже Млечный Путь. Но в итоге через все эти тернии «родилось» оранжевое солнышко. Графично, символично и никаких лишних украшательств.

 

 

 

 

«Огни Кубани» после редизайна

 

СЕТКА. Основа модульной сетки, которую придумала сама редакция, — это 9-колонник. Иногда редакция применяет 10- и 12-колонник. Решение с большим нечетным количеством узких колонок довольно интересное, само по себе уже подразумевает наличие свободной колонки — «радикала», которую можно заполнять короткими функциональными точками входа — подписями, врезами, отсылками на сайт. А вот одновременное использование других сеток (10- и 12-колонники) — спорный шаг, который, конечно, дает большую вариативность при верстке, но нивелирует четкие алгоритмы подачи полос.

 

 

«РАДИКАЛ». Обратите внимание, как «радикал» (свободная колонка) отделяет публикации друг от друга. При этом она не просто зияет коридором в пустой заброшенной казарме. Часть «радикала» используется содержательными точками входа, в том числе снимками. Весьма смелое решение для небольшой районной газеты. Честно, лично я, несмотря на свою невероятную беспечность, не рискнул бы делать такие революционные изменения. Любые резкие изменения в газете — это всегда большой стресс для читателя. Но сотрудники редакции «Огней Кубани» уверяют: «Читатель не истерил, массовых протестов не последовало. Одобрили новый дизайн наши ветераны журналистики, некоторые коллеги из других районов края. Можно сказать, что революция в газете прошла бескровно». 

ЖУРНАЛИСТ продолжает работу по совершенствованию газетного дизайна региональных изданий. Есть необходимость получить бесплатный совет профессиональных дизайнеров? Присылайте номера вашей газеты на адрес pressa@design­smi.ru с пометкой «Для обзора».

Сообщить об ошибке
Апр 20, 2018
Как добиться успеха в СМИ, окончив химфак МГУ или Академию авиации 
Основы тайм-менеджмента для неофитов
Секс токсичен. В качестве перспективных тем пробуют отцовство, здоровье, политику