Век причин и следствий

В этом году газете «Ставропольская правда» исполняется 100 лет. Она появилась летом 1917 года, много раз меняла названия («Заря свободы», «Красная звезда», «Северо-кавказский большевик» и др.), но по сути не менялась никогда: властное общественно-политическое издание с безусловным авторитетом. Поздравив редакцию с юбилеем, ЖУРНАЛИСТ задал несколько вопросов генеральному директору и главному редактору издания Василию Балдицыну

Как живет газета в юбилейный для нее год?

Во-первых, испытываем те же сложности, что и вся пресса в стране. Наверное, был не очень удачный менеджмент, плюс отсутствие внимания со стороны власти. Формально учредителями нашего издания, равно как и редакция, являются государственные структуры, но у них есть «более любимые игрушки», чем газета. И мне приходится слышать фразы, что век газет закончен, и не уверен, что ответные доводы переубедили.

«Ставропольская правда». 27 июня 2017 года

Конечно, мы делаем упор на электронную версию, и здесь добились приличных результатов для провинции. На сегодняшний день «Ставропольская правда» имеет свыше 1,3 млн просмотров страниц в месяц, это для региона вполне серьезно. Увы, бумажная версия имеет чуть менее 10 тысяч читателей и является как бы приложением для тех, у кого нет интернета. Хотя именно печатная версия дает больший доход от рекламы. Монетизировать электронный успех в провинции сложно. На этом рынке много желающих получить доход без обременительной бумажной версии.

В целом мы плотно занимаем свою нишу. Это ниша для издания, которому можно верить, мы можем что-то упустить, но во всяком случае, фейковых новостей у нас нет.

 

Как различается аудитория печатной и электронной версий газеты?

Есть некоторые читатели, и даже среди моих знакомых, которые прекрасно ориентируются и даже живут в виртуальном мире, но почему-то любят полистать именно газетные страницы. Но, замечу, что многие из них уходят в интернет.

Во-первых, значительная часть наших сограждан интернетом не владеет и просто его не любит или не знает. А во-вторых, в некоторых местах интернета нет в принципе. Учитывая особенности работы «Почты России» (газета доставляется не утром в день выхода, а в лучшем случае к вечеру, а то и к концу недели «несвежим» пакетом), мы пытаемся сделать так, чтобы в газетном варианте было меньше оперативной информации, а больше долгоиграющих данных, больше мыслей и анализа.

Сейчас в федеральных изданиях модно подменять работу с фактом рассуждениями — сплошные авторские колонки и так далее

У нас в газете подобное тоже существует, но только в рамках рубрики «Наедине со всеми», когда журналист обращается к читателю напрямую и пытается изложить свою точку зрения, взгляд, мысли по какому-то поводу. Остальной контент — это факты, логика, анализ.

 

Какие темы больше привлекают людей? Как вы изучаете их потребности?

Счетчики в электронной версии очень хорошо показывают степень внимания читательской аудитории. Мы просто запускаем тему и смотрим, сколько на нее заходов, какая обратная связь.

Людям интересны громкие события в регионе и анализ причин и следствий. Будь то облитый зеленкой блогер Варламов по кличке Одуван, или реки, вышедшие из берегов и затопившие несколько населенных пунктов, или политические события в регионе — например, нарушения, которые допустил глава администрации крупнейшего муниципалитета, а никто его за это не наказывает, даже вопреки требованиям прокуратуры и судебным решениям. Социальные темы — тарифы на ЖКХ и другие услуги, их неоправданный и незаконный рост. Сейчас готовится материал по поводу судьи, которая вдруг полюбила рецидивиста и теперь вместе с ним воспитывает ребенка от первого брака, а родители судьи пишут в инстанции, что это не совместимо с кодексом судейской этики. В общем, запутанные и неожиданные истории, конечно, занимают всех.

Важная для нас по статусу задача — показать, что и как делает власть, и мы это делаем без расшаркиваний. Говорят, что в провинциальных газетах фотография губернатора может появиться в одном номере пять раз. У нас она появляется раз в неделю и то — по делу.

 

Что изменилось в газете, с тех пор как вы ушли с поста редактора в 2008 году?

Не очень удобно об этом говорить, потому что мне показалось, что газета несколько обеднела. Но это не мое мнение, а мнение редакционных летучек. К сожалению, не знаю, что на это повлияло. Сейчас пытаюсь просто вернуть ситуацию.

Василий Балдицын

Дело в том, что до 2008 года и коллектив был в полтора раза больше, и энергии было побольше, потому что люди в основном остались те же, а с годами энергии не прибавляется. Но осталась та традиция, которая выделяла «Ставропольскую правду» среди прочих — стремление к правде.

 

На сайте газеты нет возможности оставить комментарии это позиция редакции или технические сложности?

Отсутствие отработанной обратной связи — это издержки прежнего существования сайта, потому что нынешний вид сайт работает только с апреля. А сейчас возникли новые барьеры, связанные с законодательством о защите персональных данных. Разберёмся с этим.

 

Общаетесь ли вы с людьми в социальных сетях?

Лично я — да. Пытаюсь привлечь и сотрудников к SMM технологиям, но, к сожалению, журналисты старой школы не привыкли к распространению своих материалов по сетям. Есть группы «ВКонтакте», «Одноклассниках», Facebook, и каждый сотрудник буквально понуждён делиться материалами и отвечать на комментарии, но увы, без внутреннего стимула эффект явно недостаточен.

Обновление коллектива — дело трудное и долгое, тем более, в канун столетия заниматься сокращениями было бы неприлично

Но единственный новый сотрудник, который пришел прямо с университетской скамьи, был принят именно в интернет-отдел, где работают четыре человека, которые следят за продвижением газеты в сети.

 

Какие способы монетизации пробовали кроме рекламы? Есть ли у вас партнерские проекты?

Нет, пока ничего необычного не пробовали. Хотя пытаемся выходить с коммерческими предложениями по «комплексному обслуживанию», что сейчас называется нативной рекламой. Раньше это носило более неприличное название — джинса. Но главное, что мы разрабатываем креативные ходы, которые не предполагают расхваливание рекламодателя в лоб. Мы предлагаем развить тему, которая важна для партнёра, или раскрыть насущную для него проблему. Но здесь самое главное, чтобы точка зрения редакции была сохранена и оставалась честной.

 

Кто ваши конкуренты, с кем сейчас соревнуется газета?

Среди СМИ это краевые газеты — «Ставропольские губернские ведомости», «Ставропольские ведомости», «Открытая газета», «Ставропольский репортер». Но, как правило, это еженедельники. Например, «Открытая газета» — издание, которое безапелляционно в суждениях, приводит не соответствующие действительности факты, а часто они просто отсутствуют, то есть выводы делаются на основании собственных умозаключений. Это не наш стиль борьбы за читательское внимание, но с ними мы тоже конкурируем.

В интернете наш конкурент — «Комсомольская правда», у которых есть лента региональных новостей.

Есть канал «1777», но у них есть полезные разделы типа «продам куплю», сайты знакомств и так далее. Но информационно они нас не опережают. Очень часто все эти сайты повторяют даже речевые обороты из наших материалов. Есть ресурсы, которые опережают нас по времени, но они не точны и публикуют фейки.

 

 

Вы уже обновили сайт, а какие еще изменения ждут газету в юбилейный год?

Мы не планируем кардинальных изменений, потому что мое главное требование — это формирование читательского интереса, то есть публикация текстов, которые заставляют людей обратиться к газете. Все остальное — формалистика. Мы делаем более приятный внешний вид, но контент — это главное.

 

Какие мероприятия планируете в качестве празднования юбилея?

Мы уже провели достаточное количество газетных акций. Вспомнили былое, публиковали материалы о людях, которые делали в свое время славу газете, привлекая достаточно известные персоны, например, Георгия Пряхина. Также в мае у нас прошел День ставропольской прессы с участием губернатора и представителей всех СМИ региона. Вручали премии Германа Лопатина, впервые — финансово обеспеченные (100 тысяч рублей), это существенно для провинции. Для читателей мы проводим квесты, турниры, восхождения на скалы, спортивные состязания идут под эгидой столетия. Чтобы никому не надоесть, начали мероприятия весной.

 

Справка

Василий Балдицын в журналистике c 1982 года. Работал в региональных изданиях «Комсомолец Кубани» (Краснодар), «Молодой ленинец» (Ставрополь), издательстве «Сенгилей» (Ставрополь). С 1997 г. в газете «Ставропольская правда» первым заместителем главного редактора, а с 1998 по 2008 год — главный редактор газеты «Ставропольская правда». С июня 2008 по апрель 2012 года — заместитель председателя Правительства Ставропольского края, с 19 марта 2008 года — председатель Ставропольского краевого отделения Союза журналистов России.

Заходное фото: shutterstock.com
Фото: stapravda.ru, arspress.ru

Июн 30, 2017
Brand Analytics представляет результаты октябрьского «Интегрального рейтинга цитируемости СМИ: в СМИ и социальных медиа»
В университете изобрели карточную игру, которая помогает освоить форматы сторителлинга
Корреспондент проекта «Чердак», физик-полимерщик Михаил Петров создает баланс между наглядностью и научностью