Тусовка, продвижение и Оксфорд

ЖУРНАЛИСТ продолжает серию бесед с медиаэкспертами (читайте первое интервью). На этот раз журналист Антон Меркуров рассказал о современных медиа, курсах Microsoft и Оксфорда, а также о том, что нужно знать каждому образованному специалисту

Чем сейчас занимаешься и что вдохновляет в медиасреде?

— На удивление соскочил из интернета и медиа в другую среду — продюсирую фильм «Empire V» по роману Виктора Пелевина. Для меня это суперопыт: «полный метр» как форма коммуникации. Ведь это тоже медиа. Как мы видим заметку сегодня? Написали текст, предположим, даже если у нас есть большой продюсерский отдел, создали видео и сняли фильм (например, съемка про «Димона»), и всё — он зажил свой жизнью.

Работать несколько лет, для того чтобы сделать фильм — большое испытание. В традиционных медиа сейчас такая ситуация, что всех покупают, раскупают, меняются директора, всех увольняют и работать, как я понимаю, не очень комфортно. Всё, что касается моей основной интернет-деятельности, лично я, кроме как матом, не могу оценить: других слов нет.

Всё, что касается интернет-деятельности, лично я, кроме как матом, не могу оценить

Блогеры, персональные или партизанские медиа — наше будущее?

— Самый яркий российский тренд: Варламов вместе с его командой стал журналистом года. Представляю, как работает все изнутри — это команда, большой коллектив. И тут мы с вами десять лет обсуждаем: «вот, придут блоги, интернет-журналистика»… Нет, нифига! Традиционные редакционные медиа остались.

Сейчас большая война с фейками, алгоритмами. Все отличают фейк от не-фейка, но все равно есть человек, который принимает живое человеческое решение. Сколько бы ни говорили про то, как искусственный интеллект будет писать новости, как компьютеры заменят блогеров и тех, кто связан с журналистами, — ни черта подобного.

Несмотря на то, что кругом технологии, меняются бизнес-модели, способы привлечения трафика и взаимодействие с интернет-аудиторией, я бы сказал, что газеты не сильно изменились.

 

И проблемы у газет остались те же?

— Да, и проблемы те же. Сейчас меняются структуры, появляются технологии, миллионы инструментов — всё становится мультимедийным. Идея, в общем-то, не главное — её может высказать любой. А вот упаковать идею, донести её — совсем другое.

Вот мы с тобой снимаем передачу, нам пообщаться — это, условно, не стоит денег. Но камеры, монтаж, выложить в интернет и прочее — основные расходы. Самые главные нововведения в медиа: все больше и больше денег тратиться на упаковку и продвижение.

 

Ты был хорошим студентом? Чем занимался, чему учился? 

— Были 90-е годы, мне хотелось посмотреть мир. После того, как ушел из ПТУ, где учился на слесаря широкого профиля среди неблагополучных детей, купил аттестат о среднем образовании и поступил на платное отделение Московской государственной академии приборостроения и информатики. Параллельно занимался администрированием компьютеров. Мы покупали серверы, делали свои фирмы. И вот пришел на первое занятие в институт, преподаватель сказал фразу, которую запомнил навсегда:

Существует четырехпроцессорные серверы. Таких серверов в России нет, но когда-нибудь мы их увидим.

А этим же утром я продал такой сервер какому-то клиенту. И это был диссонанс: я уже «в бою», знаю всю московскую тусовку, чувствую себя профессиональном (мне тогда было 19 лет). Разочаровался и ушел.

Потом записался на курсы Microsoft для инженеров. За тысячу долларов (тогда это были большие деньги) получил знания. Поразило, что мне предлагали пять лет изучать непонятно что некомпетентные люди, как мне тогда казалось. А тут частный бизнес за неделю сделал из меня специалиста, я вышел с сертификатом, такого пацана готовы брать на работу. Так впечатлило, что решил: нафиг учиться.

 

Это технические аспекты. Но гуманитарное образование требует времени: нужно читать книги, общаться с людьми, в конце концов, думать об этом. Ты начитанный, умный, всесторонне развитый. А как относишься к гуманитарному образованию?

— Спасибо, конечно, но это не так. Я совсем не читал до недавнего времени. Сегодня вижу образование, в первую очередь, как тусовку, которую ты получаешь в раннем возрасте из людей, которые непонятно кем станут. Кто-то станет редактором, кто-то уйдет в бизнес. Встретишься с этими людьми через десять лет и вам будет проще найти общий язык, потому что есть общая база института. Вы получите больше связей. Именно это важно, у меня такого нет.

Что касается совмещения технической и гуманитарной части. В Оксфорде есть прекрасный курс «Philosophy, Politics, Economy» (философия, политика, экономика). Я бы к этому курсу еще добавил искусство. Если вы выбираете профессию нефтяника или программиста, то там все более или менее понятно. Но политика, философия, экономика и искусство делают разносторонним и образованным человеком, понимающим, как устроен мир.

Знания о политике, философии, экономике, искусстве помогают понять, как устроен мир

Обладая этими знаниями, вы всегда сможете чувствовать себя увереным в любой компании. Надо радовать глаз красивым, читать книжки, ходить в музеи и понимать, чем отличается Дали от Пикассо. Если бы пошел учиться (а я хочу этого до сих пор), то больше концентрировался бы на подобных вещах.

 

То есть база хорошо усваивается на онлайн-курсах. А знания, которые требуют среды и общения, лучше получать в каком-нибудь community (сообществе)?

— Да, когда я начал преподавать на журфаке МГУ, полюбил его за атмосферу. Вокруг жизнь, какие-то идеи. Именно об этом я и говорил на своих лекциях. Ты приходишь, высказываешь тезис, смотришь на реакцию, обсуждаешь со студентами и рождается что-то новое. «Движуха» поднимает эту тусовку на соответствующий уровень.

 

Полную версию разговора смотрите в записи. 

Справка

Медиагруппа «Журналист» совместно с Институтом массмедиа РГГУ проводит серию бесед «К чему идут медиа». Максим Корнев обсуждает с экспертами современную журналистику и что её ждет в ближайшем будущем. Цель — помочь студентам и молодым специалистам ориентироваться в медиасреде: кем работать, что изучать, какие навыки тренировать, что востребовано работодателем.

Фото: shutterstock.com, timepad.ru

Июл 17, 2017
Хотите разобраться в основах медиа? Нет времени читать многостраничную литературу? «Неучебное пособие» для вас
О том, что рассылка электронных писем превратилась для СМИ в один из эффективных инструментов формирования лояльной аудитории,
Учимся быть осторожными со словами с