Печатная пресса. Возрождение

Отрасль печатных СМИ впадает в кому: издания закрываются, тиражи снижаются, средним и мелким издателям перестают платить. Что происходит и где выход? Отвечает Игорем Мосин, медиаэксперт и генеральный директор журнала «Женское здоровье»

Не верится, что целая индустрия может так просто рассыпаться. Что происходит сегодня в отрасли?

Именно это и происходит — натуральное исчезновение печатных СМИ. С Нового года не выходят «Аллюр», «Тревеллер», «Новое время» (про их закрытие открыто объявили). А сколько изданий просто молча сойдут с дистанции?

Ещё раньше из более менее заметных брендов закрылись журналы «Власть», «Деньги», «Компания», «Крестьянка», «Ровесник», «Самая», «Интервью», «Афиша», газета «Новые известия». Как вы понимаете, для сотрудников этих компаний, кризис в отрасли представляет самую что ни на есть реальность — они остались без работы.

Близки  к этому состоянию еженедельники, научно-популярные и детские издания, издания-одиночки. Все участники рынка, за которыми не стоит государство или иностранный капитал, судя по нынешним тенденциям, в 2017 году уйдут «под воду».

Я лично не вижу никаких предпосылок для улучшения ситуации. Более того, с Нового года бумажники хотят увеличить цену на бумагу. Да, и в целом, жизнь подорожает. Думаю понятно, что ждет всю прессу, которая печатается на газетной бумаге. Данные по подписке на 2017 год катастрофические.

Как такое могло произойти?

В нашей отрасли после развала страны начала складываться своя, абсолютно стихийная система отношений между издателями, дистрибьюторами, сетями распространения. Пока рынок рос, на жизнь хватало всем. В определенный момент развития дистрибьюторы стали выкручивать руки средним и особенно мелким издателям. Забугорный опыт, кстати, переняли.

Требовать несусветных денег за вход в сети. Присутствие в сети. Продвижение изданий. Кто пытался искать правду — просто выкидывали из сети. Вспомните историю с «ТВ-парком». Издание в конце концов закрылось из-за конфликта со всем печально известным на рынке дистрибьютором. Таких историй десятки. А сколько раз дистрибьюторы кидали и до сих пор продолжают кидать издателей? И что самое поразительное — действенных рычагов давления на них нет.

Вот свежий пример: издательские деньги дистрибьюторы внесли в качестве залога за участие в московских конкурсах за право торговать в киосках. Без согласия издателей, на деньги издателей развивают свой собственный бизнес. Лично я не знаю у нас в стране ни одной отрасли, где сложилась бы такая дикая система взаимоотношений  между производителями товара и дистрибьюторами.

Невидимая рука рынка привела к тому, что хвост начал командовать головой. И сейчас хвост изо всех сил пытается выжить за счёт головы

Это ему, в перспективе, не удастся, но ведь всем известен принцип, по которому живет сейчас наш рынок:

Ты умри сегодня, а я лучше завтра.

За последние 25 лет существования страны в отрасли печатных СМИ не сложился цивилизованный механизм взаимоотношений между всеми участниками рынка. Со стандартами работы, правилами поведения, нормами взаимоотношений.

Раз нет механизма, который обеспечивает всем игрокам рынка и равные права и равные обязанности, то нет и путей решения, как системы, общих отраслевых проблем. Сколько бы мы не собирались, к чему бы друг друга ни призывали, весь пар уходит и будет уходить.

Об этом механизме мы пишем, говорим ни один год. Толку ноль. Так будет и дальше.

Но кто, кроме нас самих — издателей в первую очередь — виноват в том, что этот механизм не появился? Никто. Ни дистрибьюторы, ни государство, ни сети. Сейчас наступила расплата за нашу лень, недальновидность, эгоизм. СМИ умирают. Такая вот цена.

Однако даже в предвоенные годы запускались издания — пыталось сохранить информационное пространство. Что же делать сейчас?

Прежде всего каждый издатель и дистрибьютор должен понять, что старая, исторически сложившаяся модель наших взаимоотношений умерла. Да её и не было, как цивилизованного механизма. Есть набор игроков, которые, по большому счету, ничем не связаны, ничего друг другу не должны и каждый тянет одеяло на себя. Кризис лишь ускорил этот развал.

Отрасли надо переходить на новую модель развития. Она заложена в Законе о саморегулируемых организациях в СМИ.  Его подготовила «Единая Россия» в 2013 году, но в 2015 году его отклонили — было много замечаний.

Необходимо с учётом нынешней катастрофической ситуации снова вернуться к этому закону. Доработать его так, чтобы он превратился в реально действующий механизм саморегулирования отрасли. С правилами, стандартами, нормами для всех участников рынка: мелких, редних, крупных. Суть простая — вышел на рынок СМИ — работай по утвержденным правилам. Нарушаешь правила — вон с рынка.

Сегодня о помощи взывают целые издания, газетные киоски исчезают, книжных магазинов меньше, чем в дореволюционной России. Где политика государства в отношении СМИ?

Невидимая рука рынка приводит к тому, что сильнейшие выживают, а все остальные погибают. На нашем рынке происходят точно такие же процессы, как и в остальных секторах экономики.

Типичный системный экономический кризис, характерный для эпохи раннего становления капитализма

Заглянем в будущее: кто из издательских домов останется на рынке, скажем, к концу 2017 года? Любой издатель ответит — Бурда (70 изданий), Бауэр (100 изданий), Шкулев-Херст (11 изданий). Именно они будут просвещать, развивать, информировать и воспитывать российских читателей.

Как так получилось, что иностранный капитал занял лидерские позиции в нашей отрасли? В 1991 году страна из одной политико-экономической формации начала переходить на капиталистические рельсы развития. Кто, что тогда из нас понимал в рекламе, технологиях продвижения, механизмах создания издательского продукта? Никто, ничего из советских журналистов и понимать не мог про рынок. Они под другое были заточены.

Рынок СМИ открыли: первой появилась Бурда, потом пришли и Бауэр с Херстом. С деньгами, рекламными брендами, отработанными информационными концепциями изданий, знанием рыночных технологий создания и продвижения изданий.

Пока мы только уворачивались от кризисов и финансовых пирамид и учились рыночным технологиям, они уверенно заняли наш рынок. Изначально это была недобросовестная конкуренция. Игра называется — профессионалы против любителей. Результат сегодня у всех налицо. Другим он и не мог быть. Государство просто сдало свой рынок СМИ. Кто-то подобрал. К кому претензии?

Но вот в деградации рынка СМИ виноваты именно крупные издательские дома. Только крупные игроки могут навести порядок на рынке. Но сколько на моей памяти ни взывали и не обращались к этим господам построить дистрибьюторов через право поставки изданий они так палец о палец и не ударили. И не ударят. Чем больше конкурентов умрёт, тем для них лучше. Эпоха дикого капитализма продолжается.

А вот это — нехорошо. Всё же работают на чужом рынке. Изданий уже не по одному десятку выпускают, и с рекламой тоже всё в порядке, несмотря на кризис. Могли бы и помочь правильно отрегулировать рынок в общих интересах. Старательно делают вид, что «чужие» проблемы их не касаются. Призывают всех становиться как они — большими, рекламными, эгоистичными. Абсурд. Ёж не может стать львом. В природе должна быть гармония — все нужны.

Интересна роль государства. За налоги спрашивает всё строже, а вот от наведения элементарного порядка на рынке СМИ полностью самоустранилось. А кто его ещё, кроме государства, может навести?

Беда. Крупняк ждёт, когда кризис для них рынок освободит, а государство молча на это смотрит. Ощущение, что заодно играют.

Вы верите в такой информационный сговор?

Я лично — нет. Но есть же какие-то объективные объяснения тем разрушительным процессам, которые происходят в нашей отрасли? И факты — крупняк становится сильнее, а все остальные не знают, за что ухватиться, чтобы выжить.

Ирония истории: в 2018 году будет 100 лет, как большевики приняли декрет о ликвидации безграмотности

Толчок — понимание, что никакая индустриализация страны невозможна с безграмотным населением. И о чём приходится нам говорить спустя 100 лет?

Разве переход на новые технологические уклады, укрепление конкурентоспособности экономики уже в наши дни возможно с населением, которое читает всё меньше и меньше? Интернет — это средство общения. Там не читают, а смотрят. 

У нас с журналами и газетами исчезает и культура чтения. А вслед за ней и много чего ещё, увы, может исчезнуть.

Как приступить к работе над упомянутым законом о СРО? 

Участники нашего рынка мне напоминают реальных самоубийц. Если кто-то из издателей думает, что его минует печальная чаша, думаю, он ошибается. Доктор-кризис доберется до всех. До кого-то, возможно, чуть позже, но доберется. Тенденции таковы, а изменений к лучшему пока не видно.

Думаю, в ГИППе надо создать рабочую группу по переходу на СРО. Связаться с «Единой Россией» и дотянуть этот закон, попытаться с помощью профильных ведомств как можно быстрее его принять в интересах всей отрасли СМИ.

Наша отрасль не способна самостоятельно перейти к саморегулированию

Мы снова утопим всё в конфликтах и амбициях, поэтому нужна помощь от государства.

Налоги платим, рабочие места создаем, удовлетворяем информационные запросы и читателей и того же государства. Пусть государство своей властью поможет навести порядок в отрасли (требуются только организационные усилия). Мы не первая отрасль, которая переходит на рельсы СРО — проблемы у всех одинаковые.

Есть же чиновники, министры, депутаты. Хорошо бы сейчас объединить все усилия для решения понятной задачи — спасти отрасль печатных СМИ.

Кто из издателей, дистрибьюторов понимает, что нас ждет, хочет работать дальше — должен всеми силами способствовать переходу на новую модель развития.

Других путей у нас, уважаемые коллеги, просто нет. Или дальнейший развал, или, возможно, возрождение на базе государственного закона о саморегулируемой организации в СМИ.

Фото: posterexpert.ru, planetasmi.ru

Мар 28, 2017

О юных фотокорах – тогда и теперь

ЖУРНАЛИСТ публикует отчет Reuters о потреблении цифровых новостей (читайте первую и вторую части). Третий фрагмент о том, почему...

Проект Belly Off южноафриканского Men's Health создавался как платное мобильное приложение, помогающее избавиться от лишнего веса...