По воде аки посуху…

Не впервые читаю публикации школьников, работы, вышедшие в финал Российского национального юниорского водного конкурса, который проводится с 2003 года (только в 2016 году в нём приняли участие около 19 тыс. человек)

Передо мной были тексты лучших из лучших. В каждой из этих работ была собственная изюминка. Я не назову фамилий, не скажу, кому отдал предпочтение по одной простой причине: есть ещё другие члены жюри, а результат будет определяться по консенсусу, по аргументации. Но есть общие достоинства и отдельные общие недостатки в этих работах. О них хочу поговорить, поскольку они важны для любого молодого журналиста, берущегося за серьёзную тему.

 

ЧТО ОБЩЕГО В 12 РАБОТАХ ФИНАЛИСТОВ?

Кто-то из вас уже зевнул: наверное, слишком серьёзно и слишком понятно, о чём будут писать. Ведь это не конфликт, не поступок героя, не борьба, не совсем человеческая история. Да? Напишут, что вода — источник жизни, что её нужно беречь, что следует закручивать краны и не мусорить у водоёмов. А СМИ примут такой материал только из благородства и благотворительности. Так? Нет, не так.

Конечно, всё это в конкурсных работах можно найти. Только молодой журналист, берущийся за подобную тему, должен сначала представить себе, что случится, если вода исчезает. В странах Большого Африканского рога, по прогнозам метеорологов, засуха станет только нарастать. А это значит, что нечего будет есть, что нечего будет пить, что люди продолжат умирать от голода, жажды, инфекционных болезней. И они продолжат передвигаться по пустыням, по растрескавшейся земле в поисках колодцев, со дна которых можно зачерпнуть хоть немного воды. Далеко от вас? Вы ещё не прочувствовали общность людей и их взаимозависимость? Тогда цитирую по памяти одну из прочитанных работ:

Если год назад вода, шедшая их наших кранов, по цвету напоминала фанту, то сейчас это кока-кола.

И фотографии рыжей прошлогодней воды и чёрной нынешней. Почему так? Загрязнён и продолжает загрязняться единственный водоём, откуда осуществляется водоснабжение посёлка. Кем загрязняется? Да теми же людьми, которые воду эту потом отстаивают, как-то пытаются очистить, прокипятить и… да, пить! Ещё не пустыня, но уже драма. А когда, например, на берегу тихой ясной речки поселяется свиноферма без очистных сооружений — как думаете, что случается с речкой.

Знаю людей — настоящих героев, которые ведут трудную и неравную борьбу за чистоту водоёмов. Да, взрослые люди. Вот в работах об этом не было, но я скажу

Все и всегда с гордостью пишут, что Байкал — жемчужина чистой воды, достояние человечества и так далее. Гораздо меньше пишут о том, что Байкал мелеет, а в колодцах поселений, окружающих озеро, исчезла вода. Люди собирают дождевую воду. И хорошо ещё, что у нас дождливый и снежный регион. А дальше может быть хуже. Монголия объявила тендер на постройку ГЭС (а значит, и водохранилища) на реке Селенге, впадающей в Байкал. А это значит, что поток воды истончится, а Байкал продолжит мелеть. И люди, занятые научным прогнозированием, не исключают в XXI веке межгосударственных конфликтов и даже войн за право обладания водой. Кстати, разбогатевший Китай готов якобы покупать воду из Байкала.

Обмеление Байкала связывают с колебанием уровня Мирового океана, хотя в падении уровня воды виноваты люди: вырубки и пожары ведут к высыханию рек, питающих озеро

Это примеры, лежащие на поверхности, а ведь можно было рассказать о том, как на нефтегазовых месторождениях в скважины закачивают чистую воду, чтобы под давлением выкачивать нефть. (О страшном разливе нефти в Мексиканском заливе молчу — все знают.) А о загрязнении океана мусором и водой, убиваемой разрушенной во время землетрясения АЭС? О китах и дельфинах, выбрасывающихся на берег? Это не наши драмы? Всё, я остановлюсь и вернусь к конкурсным работам.

 

О ЧЁМ ПИШУТ ЛИДЕРЫ ВОДНОГО КОНКУРСА?

Девятиклассница из Республики Алтай рассказывает о народных и семейных традициях обращения с водой (напечатал сначала «общения с водой» — и это вполне в духе тех легенд и правил, которые сохраняют хрупкий мир природы). Ничего случайного, хотя кому-то могло бы показаться, мол, сказки. Почему нельзя кричать у воды или швыряться камушками, зачем нужно идти ухаживать за родником — ведь и так течёт. Но он потому и течёт год за годом, век за веком. И люди знают, что так они охраняют не только свою жизнь, но и окружающий мир, к которому они справедливо относятся как к живому.

Десятиклассница из Башкортостана рассказывает о людях, занятых очисткой воды, и о тех, кто посвятил жизнь сохранению и восстановлению болот, которые когда-то так активно осушали, пока не поняли, что именно эти болота дают жизнь большим и малым рекам. Десятиклассница из Владимирской области присоединяется к борьбе соседей из Юрьев-Польского за древнюю речушку Колокшу, которая начала мелеть.

Восьмиклассница из Калуги провела лабораторный анализ воды из хорошо обустроенного «Пудова колодца», освящённого ещё в конце XIX века, и… вода действительно оказалась прекрасной.

Родник, известный как «Пудов колодец», находится в лесу, неподалёку от посёлка Головтеево Малоярославецкого района Калужской области

Москвич, шестиклассник из Государственной столичной гимназии, издал на youtube такой плотный по информации и монтажу ролик о водных проблемах, что я решил: это взрослая работа. Впрочем, рассказывал замечательно.

А потом я посмотрел, и оказалось, что он парень опытный, ролики издаёт с третьего класса. Впрочем, видео идёт под маркой гимназии, взрослые могли помогать, но я в этом не вижу ничего плохого.

Девятиклассница из п. Глебково Рязанской области провела настоящее исследование, опросив местных жителей, узнав, как они построили очистные сооружения в 1971 году, как сооружения не выдержали морозов, как впоследствии их потихоньку разобрали. Это у них из крана сначала текла рыжая «фанта», а потом чёрная «кола». Она отстаивала воду из реки, получив в банке толстый слой осадка. В этой реке летом купаются дети.

А вот якутские школьницы последовательно (в 10-м и 11-м классах) проводили лабораторные исследования воды в местном озере, и только когда закончились свои реактивы, попросили помочь государственную лабораторию. Они и к властям обращались, чтобы сдвинуть проблему с мёртвой точки (то есть это были не просто статьи в газете «Юность Севера», но и попытка достичь позитивного результата). Одиннадцатиклассница из Татарстана провела удивительную работу, обращалась к архивам, вела свои исследования по озеру Атаманскому.

Это и краеведение, и история, и экология в одном флаконе. По сути, студенческая курсовая работа, выявляющая не просто факты, но и причины проблем

Восьмиклассница из Удмуртии настолько переполнена поэтическим восторгом и любовью к своему знаменитому (древнему и рукотворному) Воткинскому пруду, что через край переливает. Ещё бы! Это то самое Лебединое озеро, у которого жил в детстве Петя Чайковский и которое он позже превратил в прекрасную музыку. И там проблемы. Стареет пруд. Девятиклассница из Челябинской области тоже исследует родники (и даже даёт читателю технологию исследования).

Девятиклассница из Карабихи Ярославской области попробовала разобраться с экономикой водопользования на примере… собственной школы. А девятиклассник из Хабаровского края разбирался с ролью государства в управлении водными ресурсами, предлагал шаги для того, чтобы окрестные сёла не подвергались весеннему затоплению Амуром и чтобы сделать реку полностью судоходной (приводил в пример действия соседнего Китая). Кстати, у него было интересное предложение о необходимости провести акцию «Колодцы России»…

 

ЧТО БЫЛО НЕ ТАК? ЧТО СМУЩАЛО?

Я намеренно перечислил темы, которые выбрали номинанты водного конкурса. Ведь выбор темы очень часто является проблемой для начинающих. А здесь, казалось бы, одна тема на всех — вода. Что можно придумать? А они не придумывали! Они задавали вопросы не с потолка. Они называли проблемы общественно значимые. Но стоит сказать и о том, на чём часто спотыкаются начинающие. Что было не так?

Первое, на что обратил внимание, — аббревиатуры

Я понимаю, молодой журналист окунается в тему и вскоре ему начинает казаться, что и читатель окунулся в тему вместе с ним. Не только здесь я сталкиваюсь с тем, что для экономии места или по иным непонятным причинам аббревиатуры не расшифровываются. И пишущий не понимает, что у одной и той же аббревиатуры может быть несколько расшифровок (школа, университет, какое-нибудь управление какой-нибудь организации и т.д.). Пожалуйста, в случае, когда вы впервые хотите употребить буковки вместо слов, дайте полное название (а в скобках — буковки). Так читатель избавится от поисков правильной расшифровки (если у него вообще есть время на поиски). А вы постарайтесь не хвастаться тем, что узнали какой-то сложный термин. Или вовсе не сложный, а просто непривычный. Не мучайте читателя. Расшифруйте, объясните. Ведь цель у вашего текста совершенно другая.

Или вот пример, который я взял в одной из работ. А потом, когда захотел глянуть в интернете на работы других школьников, которые не попали в короткий список победителей водного конкурса, обнаружил, что очень, очень многие ребята взяли эпиграфом к своему тексту такое вот стихотворение:

Мимо разных дворов и крылечек,
Где-то рядышком и вдалеке,
Вьется множество маленьких речек,
Чтобы слиться в огромной реке.
Вьются речки, сливаясь в колечки,
Путь-дорога у них нелегка…
Если высохнут малые речки,
Обмелеет большая река.

И никто (повторяю — НИКТО) не указал автора

Да, стихотворение кочует по Сети анонимно. Но уж если вы взялись писать что-то для газеты, потрудитесь поискать и найти. Я вот потрудился и нашёл. Стихотворение написал известный крымский поэт Владимир Орлов. Оно было опубликовано на стр. 20 в № 9 журнала «Пионер» за 1990 год и называлось «Малые речки». Кстати, подобные осечки встречаются не только у молодых, но и у вполне зрелых авторов. Кто смотрел фильм «Брат»? Там в титрах сказано, что стихотворение, которое я приведу ниже, было написано упомянутым только что Владимиром Орловым.

Я узнал, что у меня
Есть огромная семья,
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок,
Речка, небо голубое.
Это все мое родное,
Это Родина моя,
Всех люблю на свете я!

Стихотворение называется «Родное», оно было написано юкагирским поэтом Николаем Куриловым. Он послал кому-то на перевод. Стихотворение опубликовали в журнале «Колобок» в 1987 году. Курилов и не подумал оспаривать авторство, он был горд тем, что его стишок так всем понравился и прозвучал в таком знаменитом фильме.

Что ещё меня смутило, когда читал конкурсные работы?

Многие публикации (иногда в школьных газетах) никогда не достигнут ушей тех чиновников, которые принимают ответственные решения, которые занимаются бюджетом, планируют какие-то работы

Да и не всякий чиновник способен решить поставленную задачу (как, например, предложение по углублению Амура — это, думаю, вопрос для правительства России). И если не редакция, то сам автор может отправить публикацию в ту инстанцию, у которой хватит денег, сил, власти решить задачу.

Конечно, сама практика для школьников имеет значение. Более того, все лидеры конкурса участвовали и даже побеждали в десятках других конкурсов и олимпиад (их анкеты читать не менее интересно, чем публикации). Возможно, они и станут теми людьми, которым предстоит решить задачи, поставленные ими же в детстве. Но почему не понудить государственную машину к действию уже сейчас? Ведь пока дети взрослеют, проблемы будут только усугубляться. 

Фото: shutterstock.com

Апр 25, 2017
Подборка кейсов о том, как издатели переходят на цифровые продажи
Результаты исследования ARD и ZDF — первого и второго общественно-правовых каналов немецкого телевидени
Подкасты примиряют родителей с детской привязанностью к смартфону