Правда и этика

Международная сеть этичной журналистики подготовила доклад «Этика в новостях», о вызовах, стоящих перед журналистами в эру постправды

Война в Сирии и гуманитарное потрясение в Алеппо мрачно завершили 2016 год. Они напоминают нам, что этика гуманности и правда остаются двумя несущими колонами этичной журналистики.

После года публикации беспрецедентных новостей имеет смысл отступить назад и задать уместный вопрос: каково будущее этичной журналистики в пору, когда, похоже, люди во всём мире рассорились с фактами, гуманностью, ответственным и правдивым освещением событий?

Возможно, сейчас ещё слишком рано отвечать на этот вопрос. Специальный номер «Этики в новостях» проливает свет на профессиональные вызовы, стоявшие перед СМИ в 2016 году. Наши авторы внесли свой вклад в дискуссию о будущем медиа, а мы, журналисты, наметили некие ключевые подходы к этичным техникам выживания…

В Европе мы посмотрели, как освещалась тема голосования по вопросу о выходе Великобритании из Европейского союза, и это ещё больше усилило озабоченность по поводу возрождения расизма, экстремизма и политической пропаганды на всём континенте. Избирательная кампания Трампа в США неизбежно вывела на авансцену новые медийные вызовы и новую волну нетерпимости, сексизма, полярной риторики, потрясшей людей как в отдельных странах, так и за их рубежами.

Мы также проанализировали, как журналистика, преследующая общественные цели, в самостоятельно выстроенном мире коммуникаций была потрясена возникновением так называемого движения постправды, где факты и экспертное мнение оттеснены на второй план общественного обсуждения.

Но это не кризис «западных медиа». Этот вопрос не менее важен и для других частей света.

В Турции, например, мы фиксируем прямо с передовой продолжающуюся катастрофическую атаку на свободу слова и журналистику. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, один из представителей нового поколения авторитарных лидеров, зачищает медийное поле критически настроенных журналистов после провалившегося государственного переворота.

В докладе также была рассмотрена роль воинствующей прессы в Индии, которая настолько стимулировала конфликт, что год закончился полномасштабной информационной войной между Индией и Пакистаном. При этом агрессивные журналисты продолжают разжигать перспективы нового конфликта между этими ядерными державами.

Мы затронули и вопрос о продолжающемся росте использования языка вражды в мире, в особенности в Азии, где нарастает региональное напряжение вокруг Китая и Японии, чему в немалой степени способствуют территориальные претензии и подъём национализма. Одна из статей рассматривает, как глоссарий поля «ненависть» в Гонконге мог бы помочь вытащить жало из языка некоторых СМИ.

В Африке СМИ сражаются за право встать над конфликтами в центральном и восточных регионах континента, где расположены Бурунди, Демократическая Республика Конго, Сомали, Кения и Южный Судан. Мы особо отмечаем усилия журналистов снизить накал конфликтов посредством публикаций в разделе «Перевернуть страницу ненависти» СЭЖ.

Кроме политики мы также размышляем о том, как медиа отображают вопросы виктимизации женщин при помощи репрессивного социального и культурного отношения, которое продолжает доминировать в пакистанских СМИ при освещении случаев, шокирующе неверно называемых «убийства чести».

Но в 2016 году были не только плохие новости. Собственно говоря, самая крупная антикоррупционная история десятилетия развилась из беспрецедентного журналистского расследования, проведенного группой из 400 журналистов 80 стран — Panama Papers.

В докладе также освещаются два аспекта одной этической практики, которая делает журналистику краеугольным камнем надёжности и доверия. Это, во‑первых, те информаторы и источники, которые делают возможной журналистику общественных интересов. Это ясно видно в работе журналиста, который помог Эдварду Сноудену раскрыть секреты того, как США ведут негласное наблюдение за всем миром и могут несанкционированно вмешиваться в различные ситуации. А во‑вторых, внимательное изучение того, как мы используем образы для рассказа какой‑то истории по теме миграции.

Мы также приводим примеры того, как журналисты должны придерживаться фактов, защищать источники информации, честно писать о миграции, изобличать язык вражды, блокировать фейковые новости и выступать против разжигания войны и пропаганды.

В целом наш доклад показывает, что ранее этичная журналистика редко находилась под непрекращающимся давлением, как политическим, так и коммерческим.

Многие наблюдатели, работающие в различных медиа, не слишком оптимистичны насчёт будущего этой сферы. И хотя по мере продвижения информационного рынка в сферу онлайн возникает много слухов, рассуждений, фейковых новостей и дезинформации, наблюдается также и рост движения по укреплению журналистского ремесла.

В самом деле, во всех частях света, даже там, где властвует политика мегафона, журналисты, разделяющие ценности точности, гуманности и прозрачности, продолжают
своё благое дело, стремясь достигнуть аудитории, иногда даже рискуя жизнью.

Доверие общества возвратится только тогда, когда люди убедятся, что властные институты — правительство, государство, корпорации — ответственны перед ними и слышат их проблемы. В лучшем случае эту работу может выполнять журналистика, но не без новой поддержки.

Описанный здесь кризис не является кризисом профессионализма, это пункт водораздела для демократии, и требуется политическая воля, чтобы инвестировать в открытые, связанные между собой плюралистические системы обмена информацией.


НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ: РЕКОМЕНДАЦИИ СЭЖ


   Развитие практических и устойчивых решений финансового кризиса, стоящего перед независимой журналистикой.

•   Поддержка общественных целей журналистики посредством дополнительных инвестиций в медиа, обслуживающие общество.

•   Кампании борьбы с ненавистью, расизмом и нетерпимостью.

•   Предоставление бóльших ресурсов журналистике расследований и продвижению голоса меньшинств.

•   Поощрение приверженности этическим ценностям в управлении и руководстве журналистикой.

•   Оказание давления на социальные сети и интернет-компании, которые должны принять на себя ответственность за то, что как издатели они обязаны мониторить свои новостные услуги.

И в особенности:

•   Поддерживать развившиеся медиа и программы информационной грамотности для того, чтобы сделать людей — включая политиков и общественных деятелей — более сведущими в вопросах необходимости ответственной, толерантной, чувствительной к другому коммуникации.

Справка

Айдан Уайт работал журналистом в Великобритании (включая работу в Guardian), 24 года являлся Генеральным cекретарём Международной федерации журналистов. Автор книги об этике, саморегуляции и порядке в журналистике «Говорить только правду» (2008, на русский язык в сокращённом виде переведена в 2009 году).

Заходное фото: почтовый ящик Льюиса Даменек-анд-Мантейна в Готическом квартале Барселоны. Мраморные ласточки символизируют скорость, с которой распространяется истина, а черепаха — медлительность закона / Vladimir Staykov
Фото: ethicaljournalismnetwork.org

Апр 4, 2017
Опыт Нидерландов, Франции, Австрии
Краткий обзор корпоративной прессы в Сети
Village Media может создать местный сайт за 4 часа, если видит рекламный потенциал