Правда и этика

Международная сеть этичной журналистики подготовила доклад «Этика в новостях», о вызовах, стоящих перед журналистами в эру постправды

Война в Сирии и гуманитарное потрясение в Алеппо мрачно завершили 2016 год. Они напоминают нам, что этика гуманности и правда остаются двумя несущими колонами этичной журналистики.

После года публикации беспрецедентных новостей имеет смысл отступить назад и задать уместный вопрос: каково будущее этичной журналистики в пору, когда, похоже, люди во всём мире рассорились с фактами, гуманностью, ответственным и правдивым освещением событий?

Возможно, сейчас ещё слишком рано отвечать на этот вопрос. Специальный номер «Этики в новостях» проливает свет на профессиональные вызовы, стоявшие перед СМИ в 2016 году. Наши авторы внесли свой вклад в дискуссию о будущем медиа, а мы, журналисты, наметили некие ключевые подходы к этичным техникам выживания…

В Европе мы посмотрели, как освещалась тема голосования по вопросу о выходе Великобритании из Европейского союза, и это ещё больше усилило озабоченность по поводу возрождения расизма, экстремизма и политической пропаганды на всём континенте. Избирательная кампания Трампа в США неизбежно вывела на авансцену новые медийные вызовы и новую волну нетерпимости, сексизма, полярной риторики, потрясшей людей как в отдельных странах, так и за их рубежами.

Мы также проанализировали, как журналистика, преследующая общественные цели, в самостоятельно выстроенном мире коммуникаций была потрясена возникновением так называемого движения постправды, где факты и экспертное мнение оттеснены на второй план общественного обсуждения.

Но это не кризис «западных медиа». Этот вопрос не менее важен и для других частей света.

В Турции, например, мы фиксируем прямо с передовой продолжающуюся катастрофическую атаку на свободу слова и журналистику. Премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, один из представителей нового поколения авторитарных лидеров, зачищает медийное поле критически настроенных журналистов после провалившегося государственного переворота.

В докладе также была рассмотрена роль воинствующей прессы в Индии, которая настолько стимулировала конфликт, что год закончился полномасштабной информационной войной между Индией и Пакистаном. При этом агрессивные журналисты продолжают разжигать перспективы нового конфликта между этими ядерными державами.

Мы затронули и вопрос о продолжающемся росте использования языка вражды в мире, в особенности в Азии, где нарастает региональное напряжение вокруг Китая и Японии, чему в немалой степени способствуют территориальные претензии и подъём национализма. Одна из статей рассматривает, как глоссарий поля «ненависть» в Гонконге мог бы помочь вытащить жало из языка некоторых СМИ.

В Африке СМИ сражаются за право встать над конфликтами в центральном и восточных регионах континента, где расположены Бурунди, Демократическая Республика Конго, Сомали, Кения и Южный Судан. Мы особо отмечаем усилия журналистов снизить накал конфликтов посредством публикаций в разделе «Перевернуть страницу ненависти» СЭЖ.

Кроме политики мы также размышляем о том, как медиа отображают вопросы виктимизации женщин при помощи репрессивного социального и культурного отношения, которое продолжает доминировать в пакистанских СМИ при освещении случаев, шокирующе неверно называемых «убийства чести».

Но в 2016 году были не только плохие новости. Собственно говоря, самая крупная антикоррупционная история десятилетия развилась из беспрецедентного журналистского расследования, проведенного группой из 400 журналистов 80 стран — Panama Papers.

В докладе также освещаются два аспекта одной этической практики, которая делает журналистику краеугольным камнем надёжности и доверия. Это, во‑первых, те информаторы и источники, которые делают возможной журналистику общественных интересов. Это ясно видно в работе журналиста, который помог Эдварду Сноудену раскрыть секреты того, как США ведут негласное наблюдение за всем миром и могут несанкционированно вмешиваться в различные ситуации. А во‑вторых, внимательное изучение того, как мы используем образы для рассказа какой‑то истории по теме миграции.

Мы также приводим примеры того, как журналисты должны придерживаться фактов, защищать источники информации, честно писать о миграции, изобличать язык вражды, блокировать фейковые новости и выступать против разжигания войны и пропаганды.

В целом наш доклад показывает, что ранее этичная журналистика редко находилась под непрекращающимся давлением, как политическим, так и коммерческим.

Многие наблюдатели, работающие в различных медиа, не слишком оптимистичны насчёт будущего этой сферы. И хотя по мере продвижения информационного рынка в сферу онлайн возникает много слухов, рассуждений, фейковых новостей и дезинформации, наблюдается также и рост движения по укреплению журналистского ремесла.

В самом деле, во всех частях света, даже там, где властвует политика мегафона, журналисты, разделяющие ценности точности, гуманности и прозрачности, продолжают
своё благое дело, стремясь достигнуть аудитории, иногда даже рискуя жизнью.

Доверие общества возвратится только тогда, когда люди убедятся, что властные институты — правительство, государство, корпорации — ответственны перед ними и слышат их проблемы. В лучшем случае эту работу может выполнять журналистика, но не без новой поддержки.

Описанный здесь кризис не является кризисом профессионализма, это пункт водораздела для демократии, и требуется политическая воля, чтобы инвестировать в открытые, связанные между собой плюралистические системы обмена информацией.


НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ: РЕКОМЕНДАЦИИ СЭЖ


   Развитие практических и устойчивых решений финансового кризиса, стоящего перед независимой журналистикой.

•   Поддержка общественных целей журналистики посредством дополнительных инвестиций в медиа, обслуживающие общество.

•   Кампании борьбы с ненавистью, расизмом и нетерпимостью.

•   Предоставление бóльших ресурсов журналистике расследований и продвижению голоса меньшинств.

•   Поощрение приверженности этическим ценностям в управлении и руководстве журналистикой.

•   Оказание давления на социальные сети и интернет-компании, которые должны принять на себя ответственность за то, что как издатели они обязаны мониторить свои новостные услуги.

И в особенности:

•   Поддерживать развившиеся медиа и программы информационной грамотности для того, чтобы сделать людей — включая политиков и общественных деятелей — более сведущими в вопросах необходимости ответственной, толерантной, чувствительной к другому коммуникации.

Справка

Айдан Уайт работал журналистом в Великобритании (включая работу в Guardian), 24 года являлся Генеральным cекретарём Международной федерации журналистов. Автор книги об этике, саморегуляции и порядке в журналистике «Говорить только правду» (2008, на русский язык в сокращённом виде переведена в 2009 году).

Заходное фото: почтовый ящик Льюиса Даменек-анд-Мантейна в Готическом квартале Барселоны. Мраморные ласточки символизируют скорость, с которой распространяется истина, а черепаха — медлительность закона / Vladimir Staykov
Фото: ethicaljournalismnetwork.org

Апр 4, 2017

Ведущие СМИ пробуют зарабатывать на брендировании товаров

Рассылка New York Times, посвященная «Игре престолов», сразу набрала более 60 тысяч подписчиков

Василий Лебедев, ректор школы ИКРа, прочитал лекцию «Как придумывать образование» на московском дизайн-заводе «Flacon» 16 августа...