Новая медиарельность PrimaMedia

Российские СМИ, как традиционные, так и медиапродукты новой волны, в последние годы столкнулись со стремительно меняющимися условиями работы в информационном поле. Изменилось всё: источники информации, само понятие «информация», средства и способы её распространения. Установилась новая медиареальность, но и она вряд ли долго просуществует в том виде, в котором мы её видим сейчас. В этих изменяющихся условиях и приходится работать региональному медиахолдингу из Владивостока PrimaMedia. Об этапах развития рассказывает его генеральный директор Виктор Суханов

Не сказать, что изменения российского медиарынка были неожиданными для большинства его участников, включая нас. Но, как и многие коллеги, мы оказались не в полной мере готовы к новым правилам игры, к иной реальности. Кризис печатной прессы, к примеру, предрекали очень давно. Были ожидания, что YouTube составит проблемы для ТВ, особенно в части молодых зрителей.

Поэтому логичным выглядела активная миграция традиционных СМИ в интернет. Всемирную сеть воспринимали как новую возможность, но «спасительная соломинка» оказалась не так однозначна. Едва все начали понимать, как там можно зарабатывать деньги на баннерной и контекстной рекламе, как условия изменились, и деньги стало зарабатывать сложнее. От интернета все ждали денег, но зарабатывать в нём смогли далеко не все.

Информационное агентство PrimaMedia с сайтом как средством доставки информации появилось в 2005 году, на год раньше Facebook, к слову. Старт оказался успешным: мы нашли способы быстро нарастить аудиторию, предложив бесплатный просмотр всей новостной ленты (у других информационных агентств в регионе доступ к ленте новостей был платным), рассылку новостей по электронной почте. Мы не только благополучно зашли на региональный рынок, но и весьма быстро стали его лидерами.

До 2012 года мы развивались очень хорошими темпами. Одним из проявлений этого развития стало появление региональной сети. В 2011 году в Биробиджане открылся первый филиал будущего медиахолдинга — ЕAOМedia. Через несколько месяцев филиал открылся в Хабаровске, затем на Сахалине и в Иркутске. В 2013 году появились подразделения в Магадане и в Улан-Удэ, в Якутии, в 2015 году создали сайт в Уссурийске. В 2016 году открылись редакции в Туле и Краснодаре. Нужно признать, что создание каждого подразделения сталкивалось с рядом проблем, прежде всего кадровых. Тем не менее сеть развивалась. Многие из СМИ стали заслуженными лидерами информационного поля своих регионов, а PrimaMedia — серьезным региональным медиахолдингом.

Мы шли по нарастающей, повсеместно применяя зарекомендовавшую себя в Приморье модель, развивая региональные информационные агентства, выходя на новые рынки. Но экстенсивный рост сыграл с нами злую шутку. Уверовав в то, что для достижения лучшего результата достаточно работать всё напряжённее по обкатанной модели, мы не сразу в полной мере осознали меняющуюся среду: поведение потребителя информации и его запросы, возникновение альтернативных каналов и новых способов распространения новостей.

Возможно, нас отвлекли другие проблемы роста, те же сложности в выстраивании бизнес-процессов, так как ни соответствующего образования, ни опыта у нас не было. Журналисты по образованию в большей степени. Это сказывается.

Как и ряд наших коллег, мы немного опоздали с пониманием того, каким должен быть современный информационный сайт, какие форматы наиболее востребованы в сегодняшнем дне, какая логистика новостей самая оптимальная.

Нам помогло то, что наша компания направляла значительные усилия на обучение сотрудников. Мы участвовали во многих крупных и авторитетных отраслевых форумах, например RIW. Сами создавали площадки для обсуждения проблем отрасли, прежде всего Дальневосточный медиасаммит, на который каждый год приезжают ведущие медиаэксперты страны.

С 2012 года мы начали активный переход к формату сетевого СМИ. Это было верным решением, но нужно признать, что мы столкнулись с новыми сложностями.

Если называть вещи своими именами, то зримо проявилась наша технологическая отсталость. Проблема в том, что лучшие программисты, которые способны создавать прорывные решения, сегодня очень востребованы на рынке труда. Причём не только на региональном, но и в масштабах страны и мира. Для программистов нет границ. Региональным СМИ приходится конкурировать за специалистов с самыми разными бизнес-структурами, причём чаще всего более обеспеченными финансово, и очень часто мы эту конкуренцию проигрываем. Хорошие специалисты уходят на более высокие зарплаты и более комфортные условия работы. Приходится брать молодых и амбициозных.

Ещё одна проблема новой реальности — острая зависимость СМИ от решений глобальных игроков рынка — поисковых систем, новостных агрегаторов, социальных сетей, мессенджеров. Журналисты, даже самые молодые и продвинутые, не сразу и не в полной мере могут быстро учиться эффективно использовать их возможности.

Быть в тренде сейчас как никогда актуально. Новая медиареальность не оставляет другого выхода. В этих условиях приходится принимать сложные решения, идти на эксперименты, рисковать. Начался переход от экстенсивного пути развития к интенсивному.

Быть в тренде сейчас как никогда актуально. Медиареальность не оставляет другого выхода

Какой будет медиасреда завтра? Чёткого ответа на этот вопрос не знает никто, но все его ищут. Журналисты всего мира экспериментируют с платным доступом, работой с многомилионными аудиториями при соответствующей модели ведения бизнеса, переходят от боязни конкуренции со стороны соцсетей и мессенджеров к использованию их возможностей себе во благо.

Фото: shutterstock.com, primamedia

Июл 18, 2017
Навыки кодирования помогут журналистам сохранить власть над текстом
Миллионные Салоники лишились двух городских ежедневок за два года
Пять человек, которые в этом году изменили наш журнал к лучшему