Главное о потреблении новостей. Часть вторая

ЖУРНАЛИСТ продолжает публиковать отчет Reuters о потреблении цифровых новостей (читайте первую часть). Второй фрагмент о том, как СМИ и платформы борются за внимание аудитории, почему растет потребление новостей в мессенджерах и кто — редактор или алгоритм — решает, что мы будем читать сегодня

Новости в медиамиксе

Самым большим изменением, отмечает один из авторов проекта Ник Ньюман, стал рост потребляемых новостей, доступных через Facebook, Twitter и другие соцсети. В Америке, например, социальные медиа стали ключевым игроком в истории выборов.

Для большинства из нас социальные медиа не что-то особенное, а часть повседневной жизни. Две трети пользователей социальных сетей в США вместе с тем смотрят телевизионные новости (67%), а две трети также посещают сайты СМИ или приложения (66%). И только 2% используют исключительно социальные медиа для чтения новостей. Это противоречит популярным теориям о том, что мы живем в эхо-камерах. Большинство людей все-таки сочетают множество разных новостных источников.

Важен «фактор поколений». Во всех странах молодые люди гораздо чаще используют социальные медиа и цифровые медиа в качестве основного источника новостей, тогда как возрослые придерживаются привычек, с которыми выросли (ТВ, радио и печать). Для 33% аудитории 18-24 лет социальные медиа — основной источник новостей. Это больше, чем новостные сайты (31%) или телевизионные новости и газеты (29%). (На самом деле разница незначительная — ЖУРНАЛИСТ).

Основной источник новостей для возрастных групп во всех странах. Отчет Reuters

Соцсети  вниз, мессенджеры  вверх

В большинстве стран рост аудитории в соцсетях остановился. Значительное снижение зафиксировано в Португалии, Италии, Австралии и Бразилии.

Возможно, это связано с насыщением рынка или с изменениями в алгоритмах Facebook в 2016 году, где сделали приоритетными сообщения друзей и смешали их посты с профессиональным новостным контентом. Другое объяснение — люди просто начали тратить больше времени на мессенджеры.

Топовые соцсети и мессенджеры во всех странах. Отчет Reuters

Последний писк мессенджеров: новостные приложения

Теперь около четверти (23%) респондентов находят, делятся или обсуждают новости, используя одно или несколько приложений для обмена сообщениями. WhatsApp за 2016 год вырос в целом до 15%, но в регионах есть различия. Например, Viber популярен только в некоторых частях Южной и Восточной Европы, в то время как в Гонконге и Малайзии чатятся с помощью WeChat, а в Южной Корее в самодельном Kakao Talk.

Некоторые мессенджеры предлагали создавать профили для компаний или push-рекламу как способ выделиться на фоне коммерциализации соцсетей. Но перемены уже начались: с момента запуска в апреле 2016 года на платформе Facebook Messenger создали уже более 30.000 ботов, сообщающих о новостях, спорте или погоде.

Основная часть новостного трафика в мессенджерах в настоящее время создается в Азии и Латинской Америке. Цена также является причиной перехода в мессенджеры — через WhatsApp люди часто звонят друг другу. Многие из этих приложений предлагают шифрование, что особенно важно для отдельных стран.

 

СОЦСЕТЬ + МЕССЕНДЖЕР = FACEBOOK

Функция мессенджера не заменяет соцсети, а дополняет их. Подавляющее большинство (78%) тех, кто использует мессенджеры для получения новостей, также используют хотя бы одну социальную сеть. Всего около трети (32%) используют две или более социальных сетей или мессенджеров в течение недели.

Подобные тенденции вряд ли будут волновать Facebook. Компания владеет WhatsApp и Messenger (самыми популярными приложениями для обмена сообщениями,) а также Instagram, где встроены многие функции Snapchat. Восемь из десяти опрошенных (80%) еженедельно пользуются продуктами Facebook, а более половины опрошенных (54%) заходят в соцсеть, чтобы почитать новости. Наряду с Google компания сохраняет огромную власть над распространением контента.

 

ТОЛЬКО ОПЕРАТИВНЫЕ НОВОСТИ

В смартфоне универсальным агрегатором пользоватьмя удобно. Иногда агрегаторы новостей являются либо автономными продуктами (Flipboard, SmartNews), либо частью широкого сервиса (Apple News, Новости Google, Snapchat Discover, и др.). Во второй группе контент встраивается в экосистемы.

Больше всех выросли Apple News после выпуска новостного канала Spotlight с возможностью подписки на мобильные оповещения для избранных СМИ. Некоторые медиа подтвердили, что до трети их мобильного трафика теперь поступает из приложения или связанного с ним виджета Spotlight. Приложение Apple News доступно только в США, Великобритании и Австралии, где им пользуется примерно четверть владельцев iPhone, хотя функция Spotlight доступна во многих других странах.

Google News также улучшила мобильную интеграцию с основным поисковым индексом Google через ускоренные мобильные страницы (Accelerated Mobile Pages — AMP). Полученные в результате страницы частично принадлежат Google для быстрой загрузки, но, как и в случае с Apple News, брендинг управляется самими издателями. Некоторые медиа сообщают о значительном росте трафика через AMP.

Google News широко используются на разных рынках, но в отдельных регионах сильны другие агрегаторы. Например, Reddit всегда боролся за расширение в США (7%) и мало используется в Европе. SmartNews популярен в некоторых частях Азии.

Другая история происходит с Snapchat Discover, который предлагает издателям, таким как Le Monde, CNN и Wall Street Journal, привлечь молодую аудиторию. Платформа Snapchat Discover доступна в США, Великобритании и Австралии, а первые неанглоязычные версии появились во Франции в сентябре 2016 года, в Норвегии и Германия — в начале 2017 года. Рост трафика за последний год происходит в целевой аудитории 18-24 лет.

 

А как вы ищете новости

Несмотря на рост агрегаторов, социальные сети и поиск остаются важными для онлайн-контента, вместе с трафиком на веб-сайты и приложения.

Предпочтительные способы получения контента на сайтах и приложениях (прямой доступ) остаются немного впереди поискового трафика и соцсетей. Но если разрешить участникам исследования выбрать несколько пунктов, то две трети пользователей интернета (65%) предпочтут непрямой доступ (в группе младше 35 эта доля увеличивается до 73%).

Предпочтительный источник новостей во всех странах. Отчет Reuters

Мобильные оповещения популярны в Тайване и Гонконге, а также в Швеции. За последний год уведомления сильно выросли в США — после того, как издатели вложились в продвижение контента на экранах блокировки.

 

Журналисты пока проигрывают

Если сравнивать контент, который создается алгоритмом (поисковым, социальным и многими агрегаторами), с выбором редактора (прямые, электронные и мобильные уведомления), более половины из нас (54%) предпочитают подборку алгоритмов, а не журналистов (44%). Пользователи смартфонов (58%) и особенно молодые люди (64%) всегда замечают это.

Более половины из нас предпочитают новостную подборку алгоритмов, а не журналистов

Соцсети, поисковые системы и агрегаторы отличаются друг от друга тем, что они предлагают, и тем, как аудитория получает доступ. Некоторые респонденты посчитали, что воздействие большего количества источников не приводит к позитивному плюрализму, особенно если информация поступает от менее авторитетных или источников с экстремальными взглядами.

Женщина (53 года), Великобритания:

Слишком много людей, которые предлагают свою версию событий  это просто приводит к путанице.

Пользователи могут контролировать и персонализировать новостную среду по-разному. Агрегаторы в основном предлагают новости от избранных авторитетных изданий, а социальные сети и поиск начинают с универсальной картины и только потом фильтруют события.

В процесс персонализации приходят алгоритмы, хотя исследования показывают, что человек до сих пор серьезнее влияет на общую картину новостей. В социальных сетях почти половина людей (45%) активно управляют контентом своих каналов, добавляя или удаляя пользователей. Причем треть (30%) скрывает контент от конкретных людей или организаций.

Фото: shutterstock.com

Июл 14, 2017

Это случилось в июле 2017 года

Как живет газета выселовского района краснодарского края «Власть Советов» рассказала ЖУРНАЛИСТУ главный редактор издания 

Email-рассылки, нативная реклама, платная подписка и клубная модель — медиаэксперт Андрей Мирошниченко разобрал последние...