Искусственный интеллект для СМИ: страхи больше надежд

Роботы могут окончательно превратить журналистику в маркетинг

Маркетинг доставляет персональное сообщение, то есть разобщает. Журналистика призвана выделять главное для всех, то есть объединяет. Чрезмерная персонализация контента ведет к превращению журналистики в маркетинг. Это идея недавно была обоснована еще и на примере использования в СМИ искусственного интеллекта (AI).

Tow Center for Digital Journalism представил общественности отчет о том, как AI может быть использован в редакциях. Одно из очевидных применений — учет лайков и предпочтений конкретного читателя для создания текстов, интересных именно ему, этому читателю. То есть создание своего рода «контекстной журналистики»: что человек лайкает или ищет — про то ему и пишут. Дальше — больше: можно использовать лингвистические процессоры, которые запоминали бы фразы и слова, гарантировано вызывающие у читателя нужную реакцию (опять же, на основании анализа его предыдущих реакций на тексты и заголовки).

Если каждый видит свою историю, общей истории нет

Однако эксперты замечают, что в долгосрочной перспективе такая персонализация создает для читателя кокон предпочтений (filter bubble) и превращает журналистику в маркетинг: «Мы должны осознавать, что перейдя некую грань в персонализации, журналистика превращается в совершенно другой тип деятельности».

Кроме того, если журналистика становится слишком кастомизированной, то утрачивает функцию общей записи актуальных событий. Если каждый видит свою историю, общей истории нет.

Из других вариантов применения AI в журналистике, упомянутых в отчете, — обнаружение данных и тенденций в настолько больших массивах, которые недоступны человеческому восприятию.

В целом же, с перспективами AI в СМИ связывают больше тревог, чем надежд. И не только из-за перехвата профессии у людей, но и в силу этической инвалидности алгоритмов. Да, люди-журналисты часто нарушают этические каноны, но они у них есть. Роботы же изначально более свободны в своей нацеленности на результат.

Фото: shutterstock.com
Скриншот: niemanlab.org

Сен 29, 2017
Юлия Калинина, обозреватель «МК», «Золотое перо России», рассказывает о работе и о себе
15 декабря — День памяти погибших журналистов. В этом году он пройдёт уже в двадцатый раз
Выбрать наилучший заголовок из нескольких можно уже после публикации, когда читатели проголосуют кликом