Что такое сетки и зачем они нужны медиа

Как сделать материалы, которые вы публикуете, удобными для восприятия

Один из главных дизайн-инструментов для удобного восприятия материалов — сетки. Рассказываем, как они появились, каково их значение и какими они бывают.

Что это такое

Модульная сетка — это система организации объектов в пространстве, основанная на рядах и колонках определенного, строго заданного размера. В ячейках можно располагать единицы контента: текстовые блоки, заголовки, врезки и изображения.

Сетки можно встретить не только в информационном дизайне, но и в архитектуре, в интерьерах и в градостроительстве. Во всех этих областях сетки строятся по схожим принципам, связанным со стремлением привнести в расчерчиваемое пространство порядок и гармонию.

Один из эскизов развития Манхэттена 1807 года, который подчиняется строгой сетке улиц, проходящих с запада на восток и с севера на юг

Зачем нужны сетки

Изначально сетка применялась в газетном деле в целях повышения эффективности. Макетные листы позволяли снизить издержки на содержание штатных типографов, стандартизируя вид страниц и экономя время самих «художников-оформителей». Вскоре на смену макетным листам пришли более гибкие модульные сетки.

Следуя новым веянием, в начале 1960-х художник-оформитель Питер Палаццо обновил дизайн газеты New York Herald Tribune. В 1966-м художественный редактор Джанет Коллинз ввела новую верстку в лондонской Times. Оба этих преобразования показали работникам индустрии, что единый стиль оформления повышает качество взаимодействия читателей с изданием. Газетчики и редакции журналов быстро поняли необходимость сеток и начали применять их в своей практике.

Как и во времена газет, в digital-эпоху правильно примененные сетки помогают удерживать внимание читателя, повышают качество восприятия текста и вообще улучшают опыт его взаимодействия с материалом. Сегодня в дизайне медиа сетка придает информации упорядоченность и согласованность. Она ответственна за структурирование содержимого отдельных статей и издания в целом.

Йозеф Мюллер-Брокманн в своем пособии «Модульные системы в графическом дизайне» пишет о сетках так:

Структурируя при помощи модульной сетки плоскости и пространство, дизайнер получает возможность организовать тексты, фотографии и графические изображения по принципам объективности и функциональности. <…> Логично организованный дизайн поддерживает достоверность информации и располагает к ней читателя.

Какими бывают сетки

Существует множество видов и конфигураций сеток: от примитивных «клеточек», как в школьной тетради, до сложносочиненных структур с разными расстояниями между горизонталями и вертикалями.

Мы собрали наиболее распространенные и ставшие уже «классическими» образцы, знакомство с которыми поможет лучше понять модульное проектирование:

Квадратная сетка

НА ПРИМЕРЕ: Роберт Бюхлер, 1914 г. Источник: Thinking Form

Простейшая сетка, которая легла в основу модульной системы, состояла из квадратов и была похожа на обычную разграфленную таблицу. Она начала использоваться уже в конце первой четверти ХХ века. Дизайнеры-типографы из Цюриха и Базеля усовершенствовали ее в послевоенные годы, что совпало со скачком интереса к Гельветике и подобным ей шрифтам, породив школу «швейцарской типографики».

Cетки Макса Билла

НА ПРИМЕРЕ: Макс Билл, «Die Neue Architektur», 1940 г. Источник: Pinterest

Первым опытом применения сетки в книжном деле была разработанная Максом Биллом система для книги «Die Neue Architektur». В этой книге, вышедшей в 1940 году, Альфред Рот применил деление страницы на девять горизонтальных модулей. Они позволили свободно располагать иллюстрации и размещать на них текст на трех языках. Несколькими годами ранее, опираясь на идеи «новой типографики» Баухауса, Билл использовал шестимодульную сетку в своем знаменитом плакате «Negerkunst», созданном для выставки южноафриканской наскальной живописи в 1931 году.

12-колоночная сетка Вилли Флекхауза

НА ПРИМЕРЕ: Журнал Twen, февраль 1970 г. Источник: VFiles

В 1959 году дизайнер Вилли Флекхауз создал свой вариант сетки, приспособленной для страниц большого формата. Изначально созданная по заказу журнала Twen, она в последующие годы не раз применялась Флекхаузом при макетировании других изданий.

Многослойная сетка Карла Герстнера

НА ПРИМЕРЕ: Журнал Capital. Источник: Flat File

Примером радикального усложнения может служить сетка Карла Герстнера, разработанная для журнала Capital. Аллен Херлберт описывает ее так:

Фактически она представляет собой шестиколонник с наложенным на него четырехколонником. Эта сетка также дает возможность выбрать шесть, четыре, три или две колонки, но в придачу предусматривает еще и возможность оригинального пятиколонного макета. Такая сетка требует тщательного изучения, и художнику-оформителю придется немало потрудиться, прежде чем он сможет свободно и творчески ею пользоваться.

Есть ли какие-то альтернативы сеткам

Сетки — лишь один из методов, которые графический дизайнер может применять при разработке макетов. Он основывается на более ранних техниках размещения информации, которыми тоже не следует пренебрегать, тем более что именно благодаря им возникли модульные системы.

Современные технологии дают дизайнерам много возможностей: в начале 1990-х, на заре Интернета, сайты верстались c помощью HTML-таблицы, и при этом дизайнеры могли использовать сетки, а могли игнорировать их. Кроме того, с помощью кода HTML можно было сделать так, чтобы текст на странице обтекал картинку (за это отвечает свойство стиля float). Однако это не всегда хорошо выглядело: свойством легко пользоваться, но без сеток результат выглядел непрофессионально, потому что у дизайнера не было внутренней структуры, которая позволяет ему упорядочить информацию.

С распространением мобильных устройств многие приемы пришлось пересмотреть. Дизайнеры поняли, что сложная верстка плохо смотрится на экране смартфона, а броские баннеры с анимацией могут раздражать пользователя, который не может рассмотреть их в маленьком масштабе. Кроме того, от некоторых элементов пришлось отказаться из-за медленной скорости загрузки. Для создания адаптивных веб-сайтов, которые легко отображаются не только на компьютерах, но и на планшетах и смартфонах, многие стали использовать колоночные сетки. По-прежнему есть дизайнеры, которые не используют этот метод. Они считают, что сетки сильно ограничивают возможности, но мы советуем все равно разобраться в сетках — лучше понимать правила, прежде чем нарушать их.

Чтобы грамотно пользоваться сетками, старайтесь узнавать больше о теории и практике графического дизайна, а также анализировать сетки, которые используют ваши любимые медиа. Такое упражнение поможет лучше понять современный веб-дизайн, распознавать полезные приемы и копить интересные референсы. Все это инвестиции в будущее, которые позволят вашему изданию выглядеть лучше и привлекать новую аудиторию.

Справка

Материал предоставлен блогом компании Setka, где публикуют новости, а также кейсы изданий и практические советы по созданию запоминающегося контента. Создан журналистами Setka — компании, которая разрабатывает мультимедийные инструменты для digital-редакций.

Заходное фото: shutterstock.com

Авг 14, 2017
Опыт главных редакторов и медиаменеджеров. Материал «Журналистики»
Есть ли шансы на выживание у печатных СМИ на кризисном рынке?