Безденежье и кураж

Главный редактор проекта «Пульс» Жанна Чикризова делится опытом

Для того, чтобы выжить, частному региональному СМИ недостаточно просто зарабатывать и не отставать от технологических трендов. В этом убеждена директор издательства «Пульс» и главный редактор информационного комплекса «Пульс—Северное Приморье» Жанна Чикризова.

 

Какова ситуация на газетном рынке в Приморье?

В последние два десятилети я жизнь в стране меняется стремительно: массовая компьютеризация, мобильная связь, внедрение полноцветной полиграфии безусловно оказали большое влияние на нашу отрасль. Кто не успевает перестраиваться, выбывает из игры. Многие газеты, которые массово появились в Приморье в начале нулевых, закрылись. Причины разные — финансовые, кадровые. В некоторых случаях сказалось отсутствие знания отрасли. Все думали, что выпускать газеты и зарабатывать на них — легко. Сейчас газет в крае осталось около 400, часть из них выходит нерегулярно. Но есть и удачные примеры, к ним я отношу и наше издание.

В чем именно заключаются ваши достижения?

Мы первыми на нашей территории вышли в полном цвете, что сразу привлекло рекламодателей и читателей. Первыми применили принцип собственной доставки тиража. В день выхода еженедельника четыре машины развозят газету по краю. 40% тиража реализуем в розницу: у нас около 500 точек в киосках и магазинах. 50% тиража распространяется по подписке через «Почту России», ещё 10% — по редакционной подписке. Логистика сложная, большие накладные расходы, но в своё время нам удалось поднять тираж с 9 до 13 тыс. и достаточно долго удерживать его. К сожалению, в последнее время, как и везде по стране, наши тиражи стремительно падают. Сейчас тираж нашей базовой газеты составляет 7 тыс. экземпляров, это очень хороший показатель по краю. У муниципальных изданий тиражи скатились до 1-2 тыс., а кое-где и до 500 экземпляров. Причин много. Среди них и развитие интернета, уход молодежи в соцсети. Ко всему этому добавляется демографическая проблема — резкая естественная убыль населения, переезд жителей в другие, более благополучные регионы.

К огромному сожалению, нам не удалось сохранить местное телевидение. Десять лет мы над ним работали совместно с телередакциями, делали хорошие программы, побеждали в конкурсах. Но ТВ сегодня — очень дорогое удовольствие. К тому же обязателен переход на «цифру».

Тем не менее, мы стараемся использовать все современные технические возможности. Например, предложили читателям давать объявления с помощью платного SMS-сервиса — и им удобно, и мы смогли отказаться от бесплатных объявлений. Сделали промо-сайт, продавали pdf-версию газеты. Ещё мы поняли, что нужно постоянно учиться. Стали подписываться на профессиональные журналы, посещать тренинги, выезжать на семинары и форумы. Каждый год я стараюсь одного-двух сотрудников отправлять на фестивали «Вся Россия» в Сочи, «Моя провинция» в Кострому, на форум «Качественная пресса России и перспективы ее развития» («Золотой фонд прессы») в Москву и др. Да, это дорого. Но знания и опыт, которые они привозят, кураж, от которого хочется работать и работать, того стоят.

 

Сейчас тираж нашей базовой газеты составляет 7 тыс. экземпляров, это очень хороший показатель по краю

На чем держится ваш «Пульс»?

Главное — команда, которая любит свою профессию. Это бессменный главный редактор газеты «Пульс — Северное Приморье» Ирина Гладких, профессионал и уважаемый человек в районе. Её уже 10 лет избирают депутатом Думы Кавалеровского района. Это и корреспондент Марина Зимирева, и главный бухгалтер Жанна Сергеева, у которой «ни рубля мимо кассы не проскочит», и скрупулезный менеджер по объявлениям и рекламе Марина Скороходова, и суперответственный водитель-экспедитор Николай Числов, и другие. Очень важно, что все готовы работать столько, сколько нужно, а не с 9 до 17 часов.

Какие качества журналиста вы цените выше прочих?

Отсутствие меркантильности, которая в последнее время проявляется все чаще. Да, я тоже люблю, когда есть деньги и их на многое хватает. Но я всегда говорю сотрудникам, особенно молодым: хотите денег — идите в торговлю, а у нас — миссия. Газета для журналиста — образ жизни. Газете, бывает, приходится и отказываться от денег, чтобы сохранить принципы редакции. Деньги все-таки пахнут.

К слову, чем зарабатывает ваше издательство? Оказывают ли власти финансовую поддержку?

У нас четыре учредителя, я в их числе. Причем опыт журналисткой работы есть только у меня,остальные — состоявшиеся предприниматели. На начальном этапе мы, учредители, вложили собственные средства, выкупили помещение, приобрели бренд «Северное Приморье», новые компьютеры. На первый юбилей нам подарили легковой японский автомобиль! А дальше все — живем только на собственные заработанные средства. Это принцип. Ни рубля нам больше не дали, да мы и не просили. Но надо отдать должное моим друзьям-учредителям — они ни разу не потребовали прибыли. Вся прибыль предприятия идет на его развитие и премирование сотрудников. Они понимают (и я им за это благодарна), что газета на нашей небольшой территории — не средство заработка. Для них это средство поддержки бизнеса, рекламы, поддержки их идей и акций, поскольку двое из них — депутаты, общественные деятели. Поначалу они даже помогали развозить тираж их транспортом, помогали делать ремонт в офисе, пока мы не «встали на ноги». Это люди с государственным мышлением, они хотят гласности, независимости прессы. А для нас, журналистов, — это возможность свободно и интересно работать в своей профессии. Когда тебя, редактора, не вызывают «на ковер» к главе и не кричат: «Что вы там опять понаписали?!» Я это прошла давно в нашей муниципальной городской газете и больше этого не хочу!

Чтобы заработать для издания больше средств, мы открыли еще собственное небольшое турагентство и печатный салон, в котором предлагаются услуги по изготовлению визиток, ксерокопированию и так далее.

От власти мы не получаем денег. Но когда есть возможность, мы тоже заключаем с ней контракты: участвуем в тендерах, конкурсах на освещение каких-либо тем, о которых власть хочет и должна рассказать жителям, на освещение работы депутатов, на издание спецвыпусков. Например, совместно с администрацией города Арсеньев мы сделали несколько проектов — выпуск тематических газет под слоганами «Приезжайте к нам в Арсеньев» (о туризме), «Приезжайте к нам учиться» (о высшем образовании в городе) и других. При этом у нас остаётся возможность для независимой критики и высказывания собственного мнения в своем СМИ.

Чем, по вашему мнению, государство может помочь независимым СМИ?

Главное, чтобы оно не мешало выполнять прессе ее миссию — освещать события. Чтобы власть тоже исполняла Закон о СМИ. Многие местные чиновники о нем вообще не знают. Бывают случаи, когда власть вообще не реагирует на журналистские запросы, по принципу «собака лает — караван идет». Не желает давать комментарии по нелицеприятным событиям. Не будешь же подавать постоянно заявления в суд о нарушении закона — времени судиться не хватит. Хочу, чтобы власть понимала огромную значимость СМИ (частных особенно) для развития социума в целом.

Со своей аудиторией каким образом держите связь?

Письма, телефон, сайт, WhatsApp, соцсети, приём посетителей, встречи с читателями. Мы открыты, любой может к нам обратиться. И вопросов за- дают много — это говорит о доверии людей к местной прессе.

Хочется, чтобы власть исполняла закон о СМИ и не мешала выполнять прессе свою миссию — освещать события

Перечислите главные проекты издательства.

Их было много! Например, «Возрождение аэроклуба». В 2006 году мы всей редакцией прыгали с парашютом и выпустили фоторепортажи в поддержку этого вида спорта. Мы стали информационными партнерами краевого фестиваля меда, много писали про развитие пчеловодства, сохранение липы в тайге. Сшили желтые «медовые» шарфики, нарядили наших сотрудников, с ними все фотографировались. Было весело. В рамках проекта «Власть — Общество — СМИ» в редакции организовали бесплатный юридический консультационный пункт, он работал в течение года для малообеспеченных и пожилых людей. Каждый год мы проводим акцию «Счастливая подписка» — это лотерея, в которой автоматически участвуют все подписавшиеся на газету. Сейчас главный проект, в котором мы принимаем участие, в том числе и как информпартнер, — это Дальневосточный МедиаСаммит на острове Русский.

Расскажите о Клубе главных редакторов Приморского края, вы ведь там заместитель председателя. Чем он полезен журналистам и издателям?

Клубу главных редакторов всего три года. Идея его создания принадлежит председателю Приморского отделения СЖР Виктору Суханову — так же, как и идея проведения Дальневосточного МедиаСаммита. Главная задача — учеба, на которую сотрудники многих местных СМИ просто не имеют возможности ездить. Перед редакторами выступают юристы, специалисты Роскомнадзора, редакторы делятся друг с другом опытом работы, например, о продвижении СМИ через интернет. Мы очень благодарны Союзу журналистов России за поддержку этого форума. В Клубе создано профессиональное сообщество редакторов, которое помогает решать наши общие вопросы.

Заседания Клуба проходят каждый раз в разных городах и районах края. Это и для нас возможность их узнать, ведь многие почти не ездят по «чужим» территориям. Мне запомнилось, например, путешествие всем Клубом в Ханкайский район, я не была там со времен моего студенческого стройотряда. Как там все изменилось — отличные турбазы на берегу озера, фермерские хозяйства! Кроме лекций, нас обязательно вывозят на предприятия: в Арсеньеве была экскурсия на вертолетный завод, в Артеме нам показали новый аэропорт, а в Уссурийске была организована встреча с летчиком-космонавтом Владимиром Джанибековым.

Как вы думаете, есть ли перспективы у печатных СМИ?

Думаю, да. Интернет пока не захватил полностью наши умы. Да и сам интернет на окраинах страны еще очень слабый. Но какой будет печатная пресса в будущем — трудно сказать. Недавно, например, прошла информация, что в Японии изобретена электронная бумага — для тех, кто любит читать не с экрана ноутбука или гаджета. Подключит человек лист, скачает свежий номер газеты, передаст другому... Главное, что журналистика будет всегда.

Фото: из архива редакции газеты «Пульс — Северное Приморье»

Ноя 14, 2017
Хотите разобраться в основах медиа? Нет времени читать многостраничную литературу? «Неучебное пособие» для вас
О том, что рассылка электронных писем превратилась для СМИ в один из эффективных инструментов формирования лояльной аудитории,
Учимся быть осторожными со словами с