Телёнок по подписке

Экономика государственного издания зависит не от лояльности учредителей, а от конкурентоспособности. Об этом напоминает исполняющая обязанности главного редактора газеты «Советская Сибирь» Юлия Назаренко, с которой побеседовал ЖУРНАЛИСТ

Как «Советская Сибирь» удерживает аудиторию и завоёвывает новую?

— Мы работаем над тем, чтобы повысить доступность газеты для читателя. О проблеме сокращения киосков мы говорили с коллегами на Форуме деловых СМИ, организованном ЖУРНАЛИСТОМ в апреле этого года. Пытаемся задействовать все заинтересованные в партнерстве с нами организации и ведомства, чтобы представить газету потенциальным подписчикам и покупателям. Предлагаем для чтения подборки газетных номеров в поликлиниках, социальных центрах. Понятно, что газета должна быть интересной, чтобы её потом не поленились найти в продаже или выписали на почте. Отсюда — постоянная работа над контентом: наша «фишка» — эксклюзивность, местная информация, которой в интернете не сыщешь, разве что в нашем сетевом издании VN. RU.

Участвуя во Всероссийском конкурсе «Золотой фонд прессы-2017» (приятно, что победили!), было полезно услышать мнение жюри. И мы учли наш минус — не слишком активное использование собственного сайта. Да, он обновляется с выходом номера, то есть раз в неделю, постоянно там кипят только рубрика «Литературные острова» и реклама. Будем его «включать», например, для предварительного обсуждения полемичных материалов перед их публикацией в газете.

Оживление сайта и вхождение в социальные сети — отчасти наш ответ на ещё один проблемный «пунктик»: читательская аудитория неизбежно стареет. Увы. Мы понимаем, что, потеряв через несколько лет поколение постоянных читателей печатных СМИ, мы сами уйдем в историю. И тут никакие административные ресурсы, скидки на печать и доставку не помогут.

Мы налаживаем контакт с молодой аудиторией, предоставляя ей площадку для творчества, поддерживаем молодёжные акции. В этой среде конкурировать трудно, но из тинейджеров вырастут учителя, врачи, бизнесмены, управленцы, они захотят получать проверенную информацию. И мы бы хотели, чтобы они сегодня узнали о нас и завтра пришли к нам за поддержкой, но уже не в играх, а в реальных делах, как партнеры.

НАША "ФИШКА" — ЭКСКЛЮЗИВНОСТЬ, МЕСТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ЗА НОВОСТЯМИ ЧИТАТЕЛЬ ИДЁТ В ИНТЕРНЕТ. ВЧЕРАШНИЕ НОВОСТИ НА БУМАГЕ НЕ НУЖНЫ. А ВОТ РАЗВЁРНУТЫЙ АНАЛИЗ — ДАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА

Вы говорите о том, что ваша сильная сторона — эксклюзивный контент. А каковы его особенности?

— Если классифицировать все наши публикации, мы увидим, что «СовСибирь» охватывает практически весь спектр событий в экономике — от потребительского права и цен на базаре до крупных инвестиционных проектов в рубрике «Точки роста». Зачем они, эти инвестпроекты, нужны, допустим, студенту? Да затем, что мы пишем о том, где какие предприятия открываются, сколько (и каких) создаётся новых рабочих мест, с какой заработной платой и преференциями для работников. У бизнесменов могут быть свои интересы в этой области — им связи налаживать с новыми партнерами. У органов власти — мысли о пополнении налоговой базы и т. д. Понятно, что большая часть контента — «социалка» и «коммуналка». Это про всех. Каждая статья, не важно, какого объёма, сопровождается комментариями экспертов и участников события.

Культура в газете представлена как изысканный десерт. С Минкультом у нас сейчас завязываются очень глубокие связи в рамках интерактивного проекта, посвящённого 80‑летию области — специальная тема этого года. К ней «подшиваются» сразу несколько наших традиционных рубрик: «Лица эпохи», «Народные новости», «Колонка краеведа», «Народная летопись» и т. д. Мы очень любим историю. Особенно, когда наши читатели делятся уникальными архивными материалами. Вот эта постоянная связь с читателем — наш конёк.

 

По каким принципам сделан рубрикатор «Советской Сибири»?

— Первая полоса — анонсы номера. Газету открываем «Подробностями»: разбираем с экспертами горячую тему или пытаемся сами сформулировать, или инициировать инфоповод. На первом же развороте чаще хочется видеть (да не всегда получается) «Актуальный репортаж». Дальше — информация раскладывается по тематическим рубрикам в следующем порядке: «Экономика» и «Политика», «АПК», «ЖКХ», «Транспорт», «Инфраструктура», «Финансы», «Общество», «Право», «Азбука потребителя» и т. д. Часть рубрик чередуется, у некоторых периодичность раз в две недели или раз в месяц.

Мы ввели рубрики, которыми обозначили новые редакционные проекты: например, «Деловой завтрак», «Мост дружбы» — совместный проект с Генеральным консульством КНР в Екатеринбурге, «Точки роста» в рамках нашего совместного с региональном Минпромом конкурса для малого и среднего бизнеса. В прошлом году была замечательная рубрика, опять же под наш социальный спецпроект — «Многодетные.sovsibir.ru», о том, как живется таким семьям в глубинке. Потрясающие были истории, кстати.

 

На какие каналы распространения вы делаете ставку?

— «Советская Сибирь» использует все возможные каналы: и подписку через почту, и в розницу, в том числе в почтовых отделениях. Был опыт подписки через киоски, но сейчас эта тема схлопнулась по понятным причинам, хотя для многих подписчиков было удобно. Пытаемся развивать альтернативную доставку — преимущественно в различные организации и ведомства, практикуем редакционную подписку для городских жителей. Около 20% тиража распространяется через ветеранские организации и учреждения, подведомственные региональному Министерству труда и социального развития.

На мой взгляд, эффективнее для редакции подписка — на полгода, а в идеале на год. Всё же и для читателя, и для редакции это гарантии: нет риска удорожания подписки — договор с той же почтой уже подписан, есть определенный объём средств, стабильный тираж, понятная география и т. д. Когда есть под ногами твердая база, можно отталкиваться от неё.

В розницу мы тоже идём, но здесь начинаются «пунктики»: возвраты, дополнительные расходы на позиционирование, в противном случае газету просто спрячут — её же можно вернуть. Ограничение возвратов ведёт к встречному ограничению: распространитель берёт меньше, даже, если читателю не хватает газет. Иногда продавцы начинают жонглировать ценами. Читатель привык покупать «Советскую Сибирь» за 12 рублей. Приходит в киоск, а там газета за 20. Вроде разница — копейки, но с чего это вдруг? C розницей ситуация сложная.

Журналист Галина Бахарева в Бердске предлагает горожанам купить газету, чтобы помочь девочке-инвалиду

Несколько лет назад на базе газеты был создан издательский дом. В чём вы видите пользу от объединения в медиахолдинг?

— Областная газета стала якорным проектом для создания крупнейшего в области издательского дома. Помимо газеты, ещё с 2009 года, редакция начала готовить к печати и издавать книги, корпоративные издания, спецвыпуски. За последние два года к ИД «Советская Сибирь» стали присоединяться районные СМИ. Для многих это стало единственным условием выживания.

Оптимизация коснулась двух служб — объединились финансовый и технический отделы. Что касается газетных площадей, то редакциям пришлось стать «жадными». Ведь многие ведомства, органы местного самоуправления привыкли использовать государственные СМИ как бесплатные информационные площадки. Приходиться объяснять, что каждый сантиметр имеет свою цену, в него вложены труд и реальные деньги. Оптимизируя «дармовщину», предлагаем довольно мягкие условия размещения: для бюджетных организаций действует льготный прайс. Этот принцип прижился и в тех районных СМИ, которые вошли в издательский дом — уже 15 СМИ, в том числе сетевое.

Аудитория расширилась и существенно разнообразилась. Этот момент позитивно отразился на работе коммерческой службы, позволяет редакции запускать новые информационные интерактивные, публичные проекты, помимо печатных.

Наше преимущество как раз в объединении аудиторий, расширении территории и пространства распространения информации. И получения информации. Ведь мы дотягиваемся до самых отдалённых точек региона, куда любому СМИ нужно собирать журналиста в долгую командировку. А мы всегда имеем «к завтраку» уникальную местную информацию и оперативный комментарий.

 

Насколько активно вы занимаетесь спецпроектами?

— Наш издательский дом с этого года активно осваивает интерактивную коммуникативную среду, причем сам её отчасти и формирует — в отношениях с бизнес-сообществом и властью.

Тому пример — деловые завтраки в кофейне, куда мы приглашаем предпринимателей и отраслевые министерства, представителей торгово-промышленной палаты, экспертов от банков, общественников. В неформальной обстановке вместе обсуждаем острые темы. Завтраки транслируем в режиме онлайн в социальных сетях. Самое интересное публикуется в печати и в сетевом издании. Это сугубо наш проект, «совсибировский». Такого никто ещё не делал. Мне нравится, что на наших встречах бизнес и министры открываются так, как никогда на официальных переговорах. Тут так: сельхозпроизводитель может посоветовать власти, где ярмарку стоит открыть, а где закрыть, потому что там она бесполезная. Знаете, министры, кажется, прислушиваются. И наоборот: чиновники могут подсказку дать — где лучше и какой магазин открыть. Это ужасно интересно наблюдать и приятно осознавать, что наша идея оказалась полезна. Ну и коммерчески оправданна.

Как правило, мы делаем проекты по интерактивной модели: акция / серия акций — публикации в газете, в сетевом издании, соцсетях — обсуждение — снова публикации с новыми поворотами в теме. Но есть такие проекты, как, например, «Точки роста», когда публикации о новых предприятиях или территории выводят героев сюжета — будь то предприниматель или целый коллектив — на конкурс. Их деятельность оценивает авторитетное жюри. Результаты «Советская Сибирь» будет подводить осенью, с награждением победителей в нескольких номинациях.

Ко Дню защиты детей редакция реализовала совместный с благотворительным фондом проект: средства, вырученные в розницу за тираж, передала больному ребенку на приобретение ходунков. Особенно активно номер раскупали на родине девочки-инвалида — в Бердске.

Большой резонанс получил наш проект «Подпишись на "Советскую Сибирь" и обменяй подписную квитанцию на телёнка». Идея в том, чтобы не только привлечь новых подписчиков, но и инициировать возрождение животноводства в личных подворьях. На наш благородный посыл откликнулся спонсор, крупное сельхозпредприятие. Читатели, желающие получить в подарок породистого голштинца, должны были в письме аргументировать, почему он должен достаться именно им. Что тут началось! Вы бы письма почитали. Как в области болеют за село, как хотят заниматься животноводством. Нам даже бизнес-планы из деревень присылали.

Лучшее письмо пришло из посёлка Боготол Чулымского района, население которого составляет… одна семья. Никакой социальной инфраструктуры там нет. Хутор, а не посёлок.

Наш победитель Андрей Крестьянович Пулих с сыновьями уверен, что возродится Боготол, его родина. Мы, когда к ним приехали, увидели, как люди могут трудиться и чего добиться. 100 кило молока в сутки надаивают. У них там и овцы, и свиньи, и куры с гусями, и пасека. Поле обрабатывают. Хочется после таких акций жить, как наши герои. Что‑то для них делать.

Справка

НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ГАЗЕТА «СОВЕТСКАЯ СИБИРЬ» была основана в 1919 году. Сегодня издание выходит один раз в неделю. Тираж одного номера – 12,5 тыс. экземпляров. Территория распространения газеты: город Новосибирск, 30 муниципальных районов и пять городских округов. В ноябре 2005 года на базе газеты был создан издательский дом «Советская Сибирь», крупнейший в регионе на сегодняшний день.

В число активов ИД «Советская Сибирь» входит сайт VN.RU, обновлённая версия была запущена в июне 2016 года. За год работы в новом формате аудитория сайта выросла в 10 раз, по данным Liveinternet: с 750-800 до 9 337 уникальных пользователей в сутки. По показателям посещаемости сайт VN.RU стабильно удерживается на
5-10 местах среди информационных сайтов Новосибирска.

Фото: «Советская Сибирь»; из личного архива Юлии Назаренко

Сен 25, 2017
В ноябре 2015 года старейшая газета Кореи «Чосон ильбо» завела у себя отдел виртуальной реальности (VR). И вот что увидела
Честных журналистов убивают. И почти всегда — безнаказанно
Для членов Клуба Журналиста и участников проекта «Золотой фонд прессы-2018» — бесплатно