Стереотипы, заблуждения и 8 Марта

Восьмое марта, что ни говори, наш, уважаемые дамы, праздник души и головная боль сильного пола. Пусть, родные, попарятся хоть раз в год в думах о кофе в постель, домашнем фитнесе с пылесосом (нет, лучше со шваброй!) и подарках, а мы пока понежимся в постели и вспомним замечательный неологизм «шопинг-терапия». Слово чисто женское (для кого исследование торгового ассортимента  − это не пытка, а терапия, т.е. способ реанимировать истерзанное бытом Я? Не для мужчин же), и, не удивляйтесь, русское, а не очередной англицизм.

Почему, если состоит из импортных комплектующих и образовано по любимой английской модели − склейкой двух существительных, как эконом-класс или бизнес-класс?

Оно придумано в России и отражает менталитет российской женщины. Кстати, таких склеек и у нас полно: Москва-река, глаз-алмаз, Змей Горыныч,  баба-яга (это про нас в серые будни). Но активировало эту сонную модель действительно последнее нашествие американизмов. В конце прошлого − начале XXI века возникло много таких слов: чудо-йогурт, чудо-швабра и слово-диагноз «шопинг-терапия» тоже.

Так вот, о шопинг-терапии накануне 8 Марта. Мужчины нас, любимых женщин, ведут… Ну думают, что ведут (на самом деле это мы их  подталкиваем в нужном направлении) в ювелирный или меховой отдел или в турагентство с экзотическими путешествиями − кому что нравится… И без подарка не уходим. Успехов, дочери Евы!

Не стоило бы на это обращать внимание, если бы не стереотип, который порождает заблуждение, что все российские даты живут в старом и новом измерении и это необходимо указывать

Теперь о датировке 8 марта и других событий

...и ещё о стереотипах и вытекающих из них глупостях в СМИ и Сети. С них и начнём. Чего только не начитаешься! Вот, например, что революция 1917 года началась 8 марта. Тогда почему же она вошла в историю как февральская? 8 марта − это датировка события по новому стилю. Добавил 13 дней и перешёл в григорианский календарь. Но тогда уж 27 февраля (8 марта) 1917 года, чтобы народ не путать.

Не стоило бы на это обращать внимания, если бы не стереотип, который порождает заблуждение, что все российские даты живут в старом и новом измерении и это необходимо указывать. Например, Куликовская битва состоялась на реке Калке 8 (25) сентября. Так и было написано. Скобки − наглядный пример того, что делает с нами стереотип в сочетании, как то ни парадоксально, со стремлением к точности.

Автору, скорее всего, не пришло в голову заглянуть в энциклопедию и в издательский справочник. Почему? Это и есть действие стереотипа − упрощённого понимания предмета. Мы и мыслим и храним информацию в памяти в этой ментальной форме. Стереотип унифицирует, систематизирует и обобщает наши представления (как в шлягере 1990-х: Не валяй дурака, Америка! Вот те валенки, мерзнешь, небось? Что Сибирь, что Аляска − два берега: баня, водка, гармонь и лосось), но и лишает их детализации, подробностей, привязки к конкретной жизненной ситуации,

Вернёмся к датировке. Кто же не знает о старом и новом календаре? Кто не знает, что Россия запоздала с переходом с юлианского на григорианское летоисчисление? Кто не видел исторических событий, датированных по одному, а в круглых скобках следом по другому стилю. Все видели. Да достаточно вспомнить про Октябрьскую революцию, которая, как известно, состоялась 25 октября 1917 года, столетие которой состоится 7 ноября 2017 года, а в тексте её представляют двойной датой.

Само собой напрашивается желание так же, по старому и по новому стилю, оформить и другие исторические события, например Куликовскую битву или Ледовое побоище.

 А дьявол, как известно, в деталях, о которых мы в момент написания текста не подозреваем. Вот он, стереотип! Например, кто помнит, когда возник новый стиль летоисчисления? Хотя бы век назовите? А было это в XVI веке, в 5октября 1582 года. Так что Куликовская битва (1380) никак не могла произойти по новому стилю − за неимением такового в природе. Нигде. И все, что было в мире до этого: Варфоломеевская ночь, взятие Иваном Грозным Казани, походы Александра Македонского и пр. — датируется по-старому. А все, что было после 1582 года, но только не в России — уже по-новому.  

Россия, за исключением православной церкви, ввела западноевропейский григорианский стиль с 14 февраля 1918 года: «Первый день после 31 января сего года считать не 1-ымъ февраля, а 14-мъ февраля, второй день − считать 15-мъ и т.д.» (Декретъ о введенiи в Россiйской республике западно-европейскаго календаря). Так что и датировка по старому стилю у нас задержалась до 14 февраля 1918 года, все, что потом, — по новому.

Теперь о двойных датах. В СМИ они обязательны по отношению к дореволюционным событиям российской истории, но имевшим место за рубежом, и к письмам, присланным в Россию оттуда (у нас был старый, а там уже новый стиль) и с 27 февраля 1917 года, т.е. с начала Февральской революции (отсюда двойная дата Октябрьской революции), и до 14 февраля 1918 года − перехода на новый стиль.

В остальных случаях только по необходимости. В основном это исторические контексты до 1918 года с участием России и Европы. Например, Ништадтский мирный договор подписывали в 1721 году в один день, но шведы 10 сентября (по григорианскому календарю), а русские − 30 августа (по юлианскому). Войну, согласно документам, датированным по разному летоисчислению, Германия объявила России 1 августа 1914 года, а Россия, что интересно, вступила в нее еще 19 июля. Слава Богу, в большинстве контекстов массовой аудитории такие подробности не нужны и не путайте ее. Так что давайте соблюдать издательские традиции и не примеривать Ледовое побоище к григорианскому стилю.

Кстати, курьёзы с датировкой были и раньше. Причём такие, что нарочно не придумаешь. Например, общеизвестно, что А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года. В честь поэта в день его рождения, 6 июня, мы отмечаем День русского языка. Известна и дата смерти − 29 января 1837 года.

Только на поверку оказывается, что родился А.С. Пушкин по новому стилю, а умер − еще по старому. Удивительное рядом!

А теперь о фактах и домыслах

Вокруг Международного женского дня (теперь он называется так) их много. Начнём с определения. Не поспоришь, международный. Кроме стран бывшего СССР, его еще празднуют в Гвинее-Бисау, Замбии, Китае, Монголии, Северной Корее, Кении, Уганде.  

Начиналось все в Нью-Йорке в 1857 году с женского марша пустых кастрюль. А поскольку везде рабочий день был нескончаемый, условия труда отвратные и оплата нулевая − манифестации работниц против этого социального безобразия повторялись. В 1910 году на Международной конференции женщин в Копенгагене К. Цеткин предложила отмечать Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. К 1913 году этот праздник утвердился как ежегодный 8 марта. Это факты.

А дальше начинаются домыслы относительно выбора даты. Например, что К. Цеткин хотела связать этот день с праздником Пурим − воспоминанием о том, как красавица Эсфирь спасла евреев от истребления. В 1910 году Пурим совпал с 8 марта.

Но более популярна другая версия − блудная. В древнем Вавилоне один день в году вавилонянки отдавались первому встречному иноземцу. Делали это горожанки не ради денег или плотских утех: это была дань богине плодородия Иштар. Но обычай вошёл в историю как день вавилонских блудниц.

Какого точно числа Вавилон предавался разврату, неизвестно, но где-то рядом с 8 марта.

В свою очередь, Клара Цеткин и Роза Люксембург (она тоже приложила руку к движению за женскую эмансипацию) прославились, так сказать, сексуальной раскрепощённостью. Так что закономерно возникла ассоциация между этими фуриями революции, днём борьбы женщин за равноправие и вавилонским блудом, понятым как аспект полового равенства.

Радуёт другое. В течение прошлого века в заботах о мимозе и оливье на праздничном столе мы забыли об эмансипации и о пустых кастрюлях, а праздник стал просто женским днём, так же как 23 февраля, задуманный как День советской Армии, − мужским. Это просто повод сказать спутникам жизни, что мы их любим. Кстати, дорогие женщины, вы не забыли, куда мы их ведём? На шопинг-терапию в ювелирный отдел. И без подарков не уходим!    


Мар 14, 2017
Экономика государственного издания зависит не от лояльности учредителей, а от конкурентоспособности.
Даже федеральные телеканалы все чаще скатываются на бульварный уровень
Индийские СМИ ломают подход к иллюстрации сексуального насилия