Уроки жанра

Как журналист Катерина Гордеева написала об уходе Антона Носика. Никакому блогеру и в голову не придет что-то такое

По реакциям, уход Носика стал хорошим событием. Лента излучила много позитивной энергии, причем порой даже теми своими частями, где обычно гадость. Сейчас, когда волна эмоций сошла, интересно разобрать профессиональное освещение.

Для СМИ такие события — трудная задача, особенно в условиях, когда публикуются все. Воспоминаний много, в этом массиве неизбежно попадаются жемчуга. Пять из десяти свидетельств — интересные и трогательные. Дальше начинает работать статистика больших чисел. Из ста — пятьдесят, из тысячи — пятьсот, из десяти тысяч — пять тысяч. Ну, вот за 48 часов появилось пять тысяч интересных воспоминаний современников о Носике. Или больше. Многие из них — развернутые, о личных встречах, великих идеях и простоте ушедшего. Вирусный редактор отбирает и доставляет лучшее.

Что делать человеческому редактору? Ясно же что. Подборку воспоминаний современников. А также колонки колумнистов — развернутые, о личных встречах, великих идеях и простоте ушедшего. 

Текст Катерины Гордеевой в этом плане надо преподавать как кейс на журналистике. Все уже воздали этому тексту по заслугам, а еще хочу с другой стороны взглянуть. Она вообще написала не о Носике, а о его водителе, то есть показала героя через отражение в другом. Жанровый прием не то чтобы неизвестный, но редкий и исполнен отточено. А главное — хорошая жанровая идея позволила вырваться из статистических массивов освобожденного авторства. Отличный урок. И речь не креативном подходе: можно подумать, другие не хотят креативного подхода. Креатив не формализуешь как метод. Бить вирусного редактора можно искусственно насаждаемой рамкой жанрового разнообразия. Четверг — рыбный день, в четверг публикуем фельетон, и не волнует — тема подберется. 

Она вообще написала не о Носике, а о его водителе, то есть показала героя через отражение в другом. Хорошая жанровая идея позволила вырваться из статистических массивов освобожденного авторства

У вирусного редактора нет формалистских задач, он просеивает контент по единому фильтру, фильтру читабельности. В результате контента — как грязи, а жанров нет, точнее, есть один большой жанр реплики. И в СМИ жанров тоже нет, отпали на ходу из-за скорости. А надо всего лишь достать их из сундука и установить искусственный график — вот так и можно надавать этому противному вирусному редактору по щам. 

Есть же очень хорошая система жанров. А в ней — еще и подсистемы жанровых приемов: и не вздумайте обойтись без рифлётки и шаберов — это самое главное. Никакому блогеру и в голову не придет что-то такое. Только профессионалы.

 

Публикуется с разрешения автора
Фото: shutterstock.com

Июл 17, 2017
Экономика государственного издания зависит не от лояльности учредителей, а от конкурентоспособности.
Даже федеральные телеканалы все чаще скатываются на бульварный уровень
Индийские СМИ ломают подход к иллюстрации сексуального насилия