Что происходит с телерепортажем

Телерепортаж предполагает, что журналист находится на месте событий. Но не всё так просто

Теперь основа восприятия — это отношение к информации. Именно разная интерпретация контента изменяет телевизионные жанры. Почти официальное признание термина «инфотейнмент» как определяющего новостное вещание показывет, что функции электронных СМИ соединяются с традиционными. Елена Вартанова, декан журфака МГУ, пишет*:

...смешанная в различных пропорциях серьёзная информация о политике, экономике и развлечениях стала основой большинства телевизионных жанров для прайм-тайм-новостей, викторин, лотерей, игр, ток-шоу.

Не избежал подобных влияний и такой классический жанр тележурналистики, как репортаж.

Современное вещание переходит от информационной функции СМИ к развлекательной, зрелищной. Поэтому сегодня корректируется традиционная типология жанров, изменяется производство эфирного контента. Получается, что эфир складывается из набора внешне очевидных признаков, образующих понятие «формат».

Жанры помогают «вписать» информационный продукт в рамки канала, в програмную сетку, в принципы политики телекомпании. Поэтому меняются функции репортажа. Если во времена цензуры телерепортаж был едва ли не единственным источником информации о событиях, то в новом веке телевидение сильно проигрывает. Об обстреле боевиками российского госпиталя в Алеппо и о трагическом ДТП в Югре миллионы людей узнали прежде, чем об этом подготовили сообщения на телеканалах.

Фактор времени при доставке информации сегодня играет решающую роль. Если проследить распространение информации в телеэфире, то будет очевиден зазор между временем совершением события и временем выхода в эфир репортажа. Сначала каналы ограничиваются текстовым сообщением (если повезёт, то оно сопровождается видео, снятым на камеру мобильного телефона), а только потом информацию разместят в выпуске вечерних новостей.

Миллионы людей узнают о событии прежде, чем будут подготовлены сообщения на телеканалах. Фактор времени при доставке информации сегодня играет решающую роль

Массовое сознание зрителей эмоционально и интеллектуально «размято» для восприятия подробного рассказа. Значит, репортаж как информационный жанр практически теряет свой смысл. Его функцией становится либо иллюстрация произошедшего, либо его интерпретация. Последнее особенно заметно в итоговых аналитических программах. Информацию (текстовую, аудиальную, визуальную) изменяют под информационную политику СМИ, форматируют в соответствии с установками руководителей или владельцев канала.

Главными в телерепортаже становятся два обстоятельства: факт присутствия журналиста на месте события и наличие «картинки». Ведь все помнят трансформацию репортажа во время событий на Украине в 2013–2015 годах на российском ТВ. Если до февраля 2014 года попадавшие в эфир видеокадры получали с помощью смартфонов и вставляли общие планы охваченных беспорядками районов Киева, то с началом АТО на юго-востоке Украины телеэфир наполнили профессионально снятые и смонтированные репортажи.

В подобных репортажах, конечно, речь не идёт об информировании аудитории. Это доказательство того, с какими ужасами сопряжены любые военные действия. И вряд ли в условиях немирного времени корреспондент (пусть даже и самый профессиональный) способен сохранить нейтралитет. Чаще всего он «заходит» на территорию конфликта и располагает к одной стороне.

Кроме того, существует противостояние отечественных СМИ антироссийскому тренду в зарубежных медиа, что понятно по новостным выпускам. Стилистически такие репортажи акцинтируются на объективности, хотя выразительные средства журналистов открывают скрытую публицистичность. Так у аудитории формируются нужные представления о событии и картине реальности в целом. Если в телерепортажах о внутрироссийских событиях содержание сюжетов всё ещё можно определить как иллюстративно-назывное, то в материалах международной направленности изменяют жанр из информационно-иллюстративного в интерпретационно-публицистический. Создается информация, которая, по мнению топ-менеджеров вещателя, привлечет больше внимания аудитории.

Талантливый журналист все же имеет возможность проявить творческое «я». Здесь поможет рубрикация программной сетки. Креатив в телерепортаже можно использовать, например, в рамках утреннего вещания. Зритель увидит репортаж и о том, как быстро приготовить салат, какая погода на улице или какие фильмы и спектакли надо посмотреть. Каждая из подобных рубрик имеет черты репортажности, поскольку подобный формат подразумевает главный принцип — «я здесь и сейчас рассказываю об этом».

А теперь подумайте о том, что телерепортаж всё ещё остается лидером журналистких жанров.

* Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003. С. 60.
Фото: shutterstock.com

Июл 12, 2017

Это случилось в июле 2017 года

Как живет газета выселовского района краснодарского края «Власть Советов» рассказала ЖУРНАЛИСТУ главный редактор издания 

Email-рассылки, нативная реклама, платная подписка и клубная модель — медиаэксперт Андрей Мирошниченко разобрал последние...