Пресса терских казаков

История о том, как возрождали газету «Терские ведомости», которой в январе 2018 года исполнится 150 лет

Когда решаешь такую непростую задачу, как возрождение давно забытого газетного бренда, меньше всего думаешь о времени и сложностях. Главное — определить «лицо» газеты, её направленность. Было решено, что новые «Терские ведомости» станут социально-экономическим и культурологическим изданием СКФО, основная миссия которого — формирование единого информационного пространства в регионе.

Пресса на Северный Кавказ пришла одновременно с укреплением российского цивилизационного присутствия. Когда же в 1860 году на карте появилась Терская область, объединившая большую часть территорий, населённых горцами и терскими казаками, то создание официального печатного органа стало насущной необходимостью.

Этим вопросом озадачился тогдашний начальник области, прославленный военачальник и в целом выдающийся для российской истории человек — Михаил Тариэлович Лорис-Меликов. Именно ему впоследствии на посту министра внутренних дел империи принадлежал проект реформ (так называемая «Конституция Лорис-Меликова»), не воплотившейся в жизнь после убийства императора Александра II в 1881 году.

 

«Терскiя вѣдомости». Начало

Прошение на высочайшее имя по поводу учреждения областной газеты Лорис-Меликов подал в 1867 году, и разрешение было получено довольно быстро. Уже 1 января (13 января по н. ст.) 1868 года первый номер газеты «Терскiя вѣдомости» увидел свет. Редактором издания стал один из просвещённых людей своего времени, талантливый публицист и этнограф, адыг по национальности, Адиль-Гирей Кешев.

Как и большинство региональных газет, «ТВ» состояли из официальной и неофициальной части. Публиковалась информация о ярмарках, народных гуляньях, благотворительности и работе учебных заведений, театральной жизни. Кстати, первый театр на Северном Кавказе основан во Владикавказе также по инициативе графа Лорис-Меликова. В каждом номере публиковались различные объявления — о продаже и покупке, пропавших и найденных вещах, розыске наследников и др.

В 2014 году после рестайлинга издания в «шапку» и выходные сведения вернулось дореволюционное написание наименования газеты – «Терскiя вѣдомости»

В дореволюционный период существования газеты сменилось немало редакторов. Именовались они, вообще говоря, редакторами неофициальной части «Терских ведомостей». Официальную часть составляли указы и распоряжения, спускаемые из различных органов власти. А среди редакторов в привычном нам понимании были и такие известные в стране личности, как писатель, журналист Николай Благовещенский и общественный деятель, этнограф Григорий Вертепов.

Значение «ТВ», несмотря на множество появившихся со временем печатных изданий, не снижалось. Газета активно печатала материалы о жизни, культуре и быте населявших регион народов. Появлялись специализированные приложения, посвящённые сельскому хозяйству, казачеству. С редакцией тесно были связаны ежегодники «Терский календарь» и «Терский сборник».

После Февральской революции, с мая 1917 года, газета была переименована в «Терский вестник». Последний номер вышел уже после Октябрьской революции, 31 декабря 1917 года. В нём было опубликовано самое печальное в жизни газеты сообщение:

За отсутствием бумаги газета «Терский вестник» 1 января 1918 года выход прекращает.

«Терские ведомости» стали на длительное время лишь историческим названием.

 

93 года спустя

Перестройка принесла с собой, помимо разрекламированной на все лады гласности, и полный передел в сфере СМИ, в первую очередь, печатных. Стремительно акционировались и переходили из рук в руки бывшие партийные, комсомольские и профсоюзные издания. Большинство из них столь же быстро потеряли и свои многомиллионные тиражи, став практически безвестными на бескрайних российских просторах.

В то же время стало модным возрождать дореволюционные издания и утверждать преемственность с ними. В ряду первых пошёл, к примеру, тот же «Коммерсант», символом которого стал твёрдый знак (ер), одна из самых популярных и часто употреблявшихся в соответствии со старой орфографией букв. Зашелестели по городам и весям многочисленные «… ведомости».

И уже на излёте первого десятилетия XXI века вновь появились «Терские ведомости». Первый номер газеты под старым брендом, но в новом качестве, увидел свет в мае 2011 года. Напутствием для творческой команды издания стали слова народного поэта Северной Осетии Ирины Гуржибековой: «Душа как бы по-хорошему вздрогнула, когда я услышала эти возрождённые из глуби трёх веков слова — «Терские ведомости». Петровские «Ведомости», потом — Терские… Это тогда было ново, важно, интересно, это объединяло, соединяло города, людей, все уголки региона. И вот сейчас, когда газетные киоски буквально завалены полувостребованной продукцией, является миру новое издание… Доброй дороги «Терским ведомостям»! У «руля» их стоят неординарные, профессиональные журналисты. Удачи им в поисках и находках, верного пути к читательским сердцам».

Открытие мемориальной доски на здании, в котором в 1899-1918 годах располагались редакция газеты. Владикавказ, 13 ноября 2015 года

Не всё получается сразу, это закон жизни. Тем не менее, газета начала выходить более-менее регулярно, с периодичностью один раз в месяц в формате А2. Иногда удавалось и в полноцветном варианте. Вокруг газеты сформировался издательский дом с одноимённым названием. Это ко многому обязывало. В первую очередь, к взыскательности при отборе материалов. Каталог насчитывает на сегодня немного, чуть больше полусотни позиций. Дан старт серии «Библиотека газеты «Терские ведомости».

В 2014 году случилось ещё одно событие в жизни газеты и издательства — рестайлинг и изменение логотипа, с возвращением в «шапку» и выходные сведения дореволюционного написания — «Терскiя вѣдомости».

В 2015 году удалось после долгих согласований и сбора средств подготовить и открыть мемориальную доску на здании во Владикавказе по адресу ул. Тамаева, 40. Именно в нём до 1918 года располагались редакция газеты «Терские ведомости» и типография Терской области. Тогда же был запущен новый интернет-сайт газеты и издательского дома.

 

Старый бренд в новом формате

Как бы нам ни хотелось обратного, но абсолютно независимых СМИ практически не существует. Основным и самым проблемным вопросом обычно бывает финансовый. Когда газета находится на стадии становления и завоевания аудитории, сложно говорить о привлечении той же рекламы.

Для нас основной задачей стал поиск инвесторов, способных понять перспективность проекта и обеспечить необходимыми средствами его развитие. Обращались ко многим людям состоятельным и вроде бы вполне разумным. Но то ли аргументы казались недостаточными, то ли у состоятельных граждан были более насущные приоритеты.

Но в 2016 году всё-таки случилось то, ради чего издание было возрождено. Один из серьёзных производственников Владикавказа согласился оказать нам поддержку. Переговоры шли долго, обсуждалось множество нюансов. Самое главное — редакция осталась практически свободной в творческом плане. Такое тоже случается, как выяснилось.

Летом прошлого года мы начали обустраивать новое помещение редакции. Коллектив подобрался дружный, нацеленный на творчество. В сентябре «Терские ведомости» стали выходить два раза в месяц, а уже в ноябре перешли на еженедельный выход.

Споры развернулись вокруг формата газеты. Исторически, конечно, это традиционный А2. Несколько лет «ТВ» так и выходили, за редкими исключениями. Но время не остановишь, оно расставляет свои акценты. Если мы говорим о привлечении части молодёжной аудитории, то лучше всё-таки рассмотреть переход на формат А3, более удобный, например, для чтения в транспорте. В итоге было принято решение перейти на новый формат. Удержаться, говоря современным языком, в тренде.

Впрочем, если говорить о трендах, то в первую очередь нужно обращать внимание на интернет. И даже не на сайт редакции и издательства, а на социальные сети.

Если мы хотим быть в контакте с потенциальной аудиторией, то явно недостаточно уповать на почту. В рыночное время нужно уметь подать товар лицом

Действительно, если мы хотим быть в контакте с потенциальной аудиторией, то явно недостаточно уповать на почту, пусть даже в электронном виде. В рыночное время нужно уметь подать товар лицом, нравится это или нет. Поэтому неизменным направлением в нашей работе стало заполнение официальных страниц «Терских ведомостей» в Facebook, Вконтакте, Одноклассниках и Google+. Недавно к этому перечню добавился канал в Telegram, а в ближайшей перспективе будет и группа в WhatsApp.

В связи со всем перечисленным, в обновлении нуждается наш интернет-сайт. Это касается и дизайна, и подачи контента. Этап кардинального обновления, включая адаптацию под мобильные устройства, прошёл два года назад, но сайт уже выглядит слегка устаревшим.

Другой интересный момент связан с электронными версиями печатных СМИ. Нам нужно думать обо всех сегментах нашей читательской аудитории. В том числе и тех, кто пользуется планшетами и смартфонами, а также любит читать с экранов своих компьютеров и ноутбуков. Поэтому «ТВ» стали первым изданием Северо-Кавказского федерального округа, имеющим полноценную электронную версию на нескольких ведущих сайтах-агрегаторах.

В ближайшей перспективе нам предстоит решить вопросы, связанные с монетизацией интернет-сервисов. Иной расклад грозит привести к тому, что читатель, привыкший получать всё в полном и бесплатном виде, не захочет платить даже небольшие деньги за возможность знакомства с расширенными материалами, дополненными мультимедийными возможностями.

Кстати, о мультимедиа. С 2017 года редакция стала записывать видеоинтервью и готовить сюжеты для своего канала на YouTube. В будущем планируем сделать его полноценным направлением нашей деятельности.

В «Терских ведомостях» выходит в качестве вкладки приложение «Книжная Вселенная» — орган Содружества библиотек Северного Кавказа. В ближайшее время запускаем «Литературную страницу». Издаётся «Детская страничка» для младших читателей.

Кроме того, стали выпускать газету «Терскiй казакъ» — с материалами об истории, культуре и сегодняшней жизни Терского казачества, без разделения на реестровых и общественников.

 

Между розницей и почтой

Печатное СМИ в принципе не может существовать без розничных продаж и подписки. Если, конечно, речь не идёт о целевом бесплатном распространении. В постсоветское время отлаженная система распространения была полностью разрушена. От былого взаимодействия «Союзпечати» и «Почты» и единой логистики не осталась и следа.

На сегодня, если говорить о Северо-Кавказском федеральном округе, в нём присутствует макрофилиал «Почты России», который худо-бедно, но занимается организацией подписки и доставкой. Кроме того, теоретически имеется возможность розничной продажи прессы в почтовых отделениях.

Качество доставки в большинстве случаев ниже всякой критики. Нам постоянно приходится иметь дело с жалобами читателей на недоставленные газеты. Обращения в почтовые инстанции вносят лишь сиюминутные коррективы в ситуацию. Видимо, это системная болезнь почты. Вопрос с беспредельными ценами на доставку оставляем за скобками, как всем известный. Остаётся надеяться на грядущее акционирование монополиста. Кто знает, может, что-то и изменится в лучшую сторону.

Традиционная встреча с читателями газеты «Терские ведомости». Владикавказ. 9 июня 2017 года

Розничными продажами на всей территории страны когда-то занималась единая структура «Союзпечати». В процессе неумной приватизации в 1990-е она была поделена на множество региональных подразделений. Они, в свою очередь, либо приватизировались, либо оставались в подчинении местных властей. Впоследствии центральная «Роспечать» стала владельцем части отделений в регионах, самых, на её взгляд, прибыльных.

В СКФО «Роспечать» присутствует в Ставропольском крае. Контакт наладить с ней так и не удалось, в том числе через центральную контору в Москве. Национальные республики предоставлены сами себе. К примеру, во Владикавказе здание ГУП «Роспечать» в центре города было продано «нужным людям», само предприятие акционировано, а позднее, после нескольких перепродаж, оказалось у нынешнего владельца. Количество газетных киосков на улицах уменьшается с каждым днём. Справедливости ради стоит отметить, что при большой помощи муниципалитетов. Ассортимент продукции стремится к нулю. В Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Карачаево-Черкесии обнаружить каких-то централизованных структур по продаже прессы нам не удалось. В киосках «Чеченпечати» больше продаются прохладительные напитки и иные продукты питания, нежели пища духовная.

Главное для нас сегодня – осознать, что сохраняется и продолжается преемственность отечественной прессы

Что мы имеем? На «Терские ведомости» открыта почтовая подписка на территории федерального округа. В том числе можно выписать газету и через онлайн-сервис «Почты России», без посещения почтового отделения. Розничные продажи с перебоями осуществляются на территории Северной Осетии. Для удобства экспедирования по региону и в силу небольшого объёма тиража газету печатаем в Минеральных Водах, в издательстве «Кавказская здравница».

Думаем об организации независимой службы распространения, например, в кооперации с другими изданиями. Первый шаг сделан: корпоративным подписчикам через редакцию осуществляем доставку по Северной Осетии самостоятельно.

 

Скоро юбилей

Через несколько месяцев, 13 января 2018 года, «Терскiя вѣдомости» отметят свой 150-летний юбилей. Конечно, соответствующие мероприятия в этот день проводить мы не планируем, дабы не отвлекать коллег от профессионального праздника — Дня печати. Отпразднуем ориентировочно в конце января.

К дате готовится книга, посвящённая истории нашего издания. В неё войдут редкие документы и исторические факты, избранные статьи из дореволюционной и возрождённой газеты. Кроме того, будет и специальный выпуск, посвящённый дате.

Главное для нас сегодня — осознать, что сохраняется и продолжается преемственность отечественной прессы. И «Терские ведомости» — не просто дань моде, но современное и развивающееся издание, объединяющее прошлое с будущим и создающее на юге нашей страны в действительности единое информационное пространство.

Фото: из архива редакции газеты «Терские ведомости», pressreader.com

Сен 8, 2017
В университете изобрели карточную игру, которая помогает освоить форматы сторителлинга
Корреспондент проекта «Чердак», физик-полимерщик Михаил Петров создает баланс между наглядностью и научностью
Ранее в случае преступлениях полиция Цюриха называла в своих пресс-релизах национальность, возраст и пол подозреваемого преступ