От забора до завтра

И другие неожиданные места, где темы сами находят журналистов

Не стоит читать подряд все, что написано или наклеено на заборах. Я знаю это правило. Но все-таки недавно поддался душевному порыву и — прочел. На размокшем от снега тетрадном листе кто-то размашисто написал шариковой авторучкой: «Продается веломашина». Далее возможным покупателям предлагалось набрать номер телефона и договориться о деталях. Автомобиля у меня нет, велосипеда тоже. И пока даже нет желания их приобрести. Но я все-таки сохранил этот номер и буквально через час набрал его на смартфоне. На другом конце линии ответил какой-то мужчина. Сиплым голосом он мне поведал, что готов отдать чудо-агрегат, который сам собрал из нескольких велосипедов, всего за 15 тысяч рублей. Можно даже с торгом.

Вот так, почти случайно, я познакомился со сварщиком, который сам спроектировал и собрал очень необычный трехколесный байк. На треугольной площадке, собранной из нескольких велосипедных рам, было установлено автомобильное сиденье, педали располагались впереди, у ведущего колеса. А позади водителя конструктор устроил на раме грузовую площадку размером с багажник от средних размеров иномарки.

Думаю, все уже догадались, к чему привела эта история. Мы сняли об изобретателе большой телевизионный сюжет, после выхода которого в эфир о сметливом сварщике узнал весь город. А он, в свою очередь, раздумал продавать собственное изобретение и некоторое время спустя даже его улучшил, водрузив на конструкцию пластиковую кабину. Понятное дело, что мы сняли об этом еще один сюжет для выпуска новостей — и опять вызвали интерес к сварщику-изобретателю. Ведь и в нашем бизнесе трудно обойтись без сиквелов.
Вот так на глухом заборе можно найти весьма любопытную тему для информационного выпуска. Думаю, что я в этом деле не одинок, и многие из вас могут привести десятки гораздо более интересных примеров из собственной практики.

Однако, бывает и наоборот. В разное время, от сотрудников разных редакций я неоднократно слышал одно и то же: «О чем нам писать? Что нам снимать? Хорошо вам там, в большом городе! А у нас — тихая провинция, где ничего не происходит». Когда начинаешь детальнее разбираться в ситуации, то оказывается, что журналисты и редакторы таких каналов считают настоящими серьезными новостями лишь сообщения, исходящие из мэрии или от других разных администраций. Ну или еще регулярно изучают и транслируют коммунально-криминальную хронику. В дни, когда официальных сообщений нет, а пресс-службы разных уровней молча поедают свой хлеб с маслом и красной икрой, в таких редакциях начинают лихорадочно искать темы. И заметьте: в этот же день, на этом же «пустынном» информационном поле всезнающие бабушки на скамейках находят с десяток новых историй для обсуждения. Наверное, это происходит потому, что они не ждут писем и пресс-релизов, а просто жадно смотрят на мир вокруг.

Такие бабушки с удовольствием могут поговорить о том, что сегодня Зинка Иванова из соседнего подъезда вышла из дома в новых сапожках. И совершенно неожиданно могут предположить, что это — к грому небесному.

Я, конечно, не призываю СМИ уподобляться сплетницам на завалинке. Однако нужно отдать им должное: новости такие бабушки умеют делать фактически на пустом месте, или как говорят журналисты — могут развить тему от любого столба на дороге. Вот этому, пожалуй, у них можно поучиться.

Это я говорю к тому, что поводы для новостей частенько можно найти по пути из дома на работу. Или даже просто бросив взгляд в окно. Начался дождь? Значит, у него точно будут последствия. Наверняка где-то забилась ливневая канализация и затопило какую-то улицу — а может, даже не одну. Нет такой улицы? Значит, есть что-то другое. Например, многострадальный подвал в многоквартирном доме, жители которого устали от того, что под ними уже фактически образовалось болото, — но никому до проблемы и дела нет. И при этом синоптики — если из редакции, конечно, не забыли им позвонить, — прогнозируют в ближайшие дни еще больше осадков.
 

поводы для новостей частенько можно найти по пути из дома на работу. Или даже просто бросив взгляд в окно

Возьмем другой наверняка знакомый многим пример. Каждое утро в одном и том же месте у светофора собирается автомобильная пробка. К ней уже давно все привыкли, как к неизбежности. И журналисты не обращают на эту проблему никакого внимания — дело-то обыденное... А может, все-таки имеет смысл сделать материал на эту тему? Вдруг по его итогам городские власти задумаются о том, как сделать так, чтобы этого затора по утрам не было? А если не задумаются, то редакции вдвойне хорошо: можно смело снимать второй-третий-четвертый материал на эту тему. Но при этом, конечно, придется подумать над тем, как подавать тему в развитии.

Вывод напрашивается сам собой: все знают, что СМИ должны работать на своего зрителя, слушателя, читателя, но почему-то некоторые при этом ищут темы лишь на чиновничьем поле, забывая про обычных горожан. И ведь понятно, что массового потребителя информации волнуют абсолютно другие темы. Цены, дороги, количество автопарковок, зарплаты, пенсии, качество продуктов, дачи, поездки во время отпусков и разное другое.

Одна из безумно популярных тем — погода. Да-да, тот самый дождь, к которому подготовилась Зинка Иванова, надев новые сапожки! Многие иностранные СМИ эксплуатируют тему погоды по максимуму: делают не только короткие рубрики про прогноз в конце выпуска новостей, но и превращают это в полноценные программы под грифом «научпоп». Журналисты для каждого из таких выпусков каждый день(!) снимают сюжеты, посвященные погоде, культуре выращивания растений на даче или аэродинамике, например. Темы для таких выпусков обсуждаются на ежедневных планерках. И во время обсуждений всегда (всегда!) находится несколько вариантов для научно-популярных сюжетов. Всё это интересно зрителю, который давно устал от бесконечных социалки, политики, происшествий и патетики в новостях. Кроме того, в таких рубриках великолепно смотрится инфографика, привязанная к одной из тем дня. Например, к теме о темпах строительства местного стадиона к чемпионату мира по футболу в такой рубрике можно верстать графику о том, в какую погоду футболисты обычно забивают больше мячей — в пасмурную или солнечную? В общем, если подходить к работе с драйвом, то и темы для сюжетов найдутся — и они не обязательно должны быть официозными.

Кстати, во время нашего первого разговора по телефону наш сварщик-изобретатель сипел, потому что простудился, работая в своём холодном гараже. Дай Бог ему здоровья, а нам — интересной работы и поиска новых тем там, где есть недосказанность. 

Заходная иллюстрация: shutterstock.com
Сообщить об ошибке
Мар 10, 2018
Отчет от Innovation International Media Consulting Group: главное
Чем крепче мороз, тем активнее волонтеры
Основательница компании Social Media Diva Пэг Сэмюэл делится основным