В будущее — опираясь на достигнутое

Начиная 2017 год, медиа должны задуматься о том, что ждёт их впереди. Разговоров о смерти печатной прессы, о торжестве социальных сетей, о смене тематик традиционной журналистики, о конкуренции профессионалов с непрофессионалами в последнее время было очень много. В этой полифонии сложно выделить направления, которые сама медиаиндустрия рассматривает как главные. Но о перспективах подумать нужно, поэтому попробуем обозначить несколько основных тенденций.

Первый очевидный тренд, определяющий развитие медиа, связан с запросом аудитории, которая формирует не только тематические, но и структурные изменения в медиа. Возрастающая потребность молодых в новых формах медийно опосредованного общения влияет на популярность социальных сетей. Пенсионеры основное время проводят у телеэкранов. Жизненно активная аудитория всё чаще комбинирует разные источники в своём медиаменю. Такая ситуация приводит к очень дробному, индивидуализированному медиапотреблению. Это означает, что в дальнейшем нишевые СМИ, неэфирные телеканалы, специализированная пресса, тематические сайты будут только расширяться и забирать аудиторию у традиционных монотематических и мономедийных продуктов.

Вторая тенденция — это столкновение профессионалов и непрофессионалов в журналистике. Из этого, как полагают многие исследователи, проистекают разные беды: недостоверность информации, неграмотность речи, поверхностный анализ событий. Тем не менее новая реальность, в которой профессионалы и непрофессионалы определяют медиаконтент, вызывает настороженность и индустрии, и профессии, и широкой аудитории.

Надо сказать и о третьем тренде: содержание медиа становится, с одной стороны, всё более разнообразным, а с другой — всё более неровным. Так, в последние годы наблюдается возрождение социальной и научной журналистики, что связано с растущим интересом аудитории. Появляется позитивная тенденция: чем больше материалов о науке, тем больше их читают. То же самое можно сказать и о теме культуры. Она стала темой массовых СМИ (вспомним, например, широкое освещение даже в жёлтой прессе очередей на московские выставки или премьеры театральных спектаклей), однако такая популяризация смешивает стили и сталкивает высокое и низкое. Стремление журналистов к возвращению важных для граждан России тем становится позитивным свидетельством расширяющегося содержания СМИ, но фрагментарность и неровность медийного пространства оказывается напрямую связанной с превышением доли развлекательных материалов. Сегодня возможно говорить не только об инфотейнмизации или о новом противостоянии новостных и развлекательных медиа, но и о геймификации медиа.

И наконец, четвёртая тенденция. Здесь нужно вспомнить, что одним из ключевых слов журналистики 2016 года стало слово «фейк», и потому мы говорим о появлении всё большего числа недостоверных, непроверенных, заказных новостей. В условиях широкого доступа к каналам распространения информации фейки начинают затмевать проверенные новости, написанные профессиональными журналистами.

Начиная новый, 2017 год, необходимо, обозначив ключевые проблемные зоны нашей профессии, наметить пути их преодоления, сохраняя традиции и развивая отечественную журналистику.


Июл 18, 2017

Рассылка New York Times, посвященная «Игре престолов», сразу набрала более 60 тысяч подписчиков

Василий Лебедев, ректор школы ИКРа, прочитал лекцию «Как придумывать образование» на московском дизайн-заводе «Flacon» 16 августа...

Борясь за владычество в интернете, Facebook и Google вдруг стали лучшими друзьями издателей