Чего в жизни не бывает

Этой осенью выходит новый учебник под названием «Основы журналистской деятельности». Специально для ЖУРНАЛИСТА его автор подготовил выдержки одной из глав

Журналистская работа бывает разной. По целям, технологии и критериям качества. То, что в одной редакции примут с восторгом, в другой сочтут браком или «неформатом». Это касается и темы, и информативности, и композиции, и стилистики материала.

Часто выходец из конкретной редакции понимает журналистскую работу именно так, как она выглядела там. И при переходе в другую редакцию недоумевает либо негодует, когда его материалы отклоняют и правят до неузнаваемости. Либо он сам, став редактором, не «срабатывается» с корреспондентами из других изданий.

Начинающие журналисты зачастую просто не понимают, чего от них хочет редактор. Почему он отклоняет вроде бы кондиционную тему или отказывается публиковать добротный текст. Особенно когда похожий текст на ту же тему выходит в другом издании.

То, что в одной редакции примут с восторгом, в другой сочтут браком или «неформатом»

Различия в журналистской работе обычно объясняют форматом издания, целевой аудиторией и информационной нишей на медиарынке. Я же предлагаю пойти дальше и говорить о различных видах деятельности, хоть и одинаково называемых журналистикой.

Ниже приведено 15 разновидностей журналистики. Список открыт. Он будет пополняться и уточняться. Но и эта классификация даст понимание того, какой журналистикой вы занимаетесь и что от вас нужно вашему редактору и вашим читателям.

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Здесь журналист — это репортёр. Его задача — собрать, проверить и донести факты до аудитории. Например, если утонул корабль, нужно выяснить подробности (как плыл, как тонул, как спасали, сколько пострадавших, каков ущерб и т. д.). Всё это излагается максимально доходчиво. Основной жанр — новость. Новое и важное — в начале. Подробности и экспертный разбор — для желающих углубиться в тему. Мнение автора исключено. Журналист — не более чем «датчик», который опускают в какую‑либо среду для проведения замеров.

 

 

ИНТЕРПРЕТАЦИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Здесь журналист — мыслитель, который лучше аудитории понимает, как устроен мир. И транслирует это понимание аудитории. Навязывает своё мнение, критикует, призывает. Основные жанры — колонка и корреспонденция (новость с рассуждением автора, почему так произошло и что теперь делать). Такая журналистика была популярна в советские годы. Но и сейчас есть редакции, в которых не примут текст без «авторской позиции».

 

 

ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Здесь критерий качества — привлечение внимания максимально широкой аудитории. А так как наиболее популярный контент — это «sex&crime» (эксплуатация базовых инстинктов), то журналисты заняты поиском именно такой информации. Или приукрашиванием имеющейся. Границы приукрашивания — чтобы не засудили. В остальном связь медиапродукции с реальностью не играет никакой роли. Романы «Потерянная честь Катарины Блюм» Генриха Бёлля и «Про людей и звездей» Ирины Майоровой — про такую журналистику.

 

 

АВТОРСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Тут самое важное — кто написал, а не что. Даже банальные рассуждения известного человека редакция примет «на ура». Потому что на имя аудитория клюнет. А напиши подобное простой журналист, текст отвергнут и назовут ерундой. Часто колонки за знаменитостей по заданию редакции пишут журналисты. Вначале знаменитость что‑то наговаривает, а потом журналист пытается превратить часто бессвязные мысли в связный текст.

 

 

ИСПОВЕДАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Это подробный рассказ о неприятных моментах своей жизни. О том, что обычно скрывают, а не выставляют на всеобщее обозрение. Но карьеру на этом не сделаешь. Редко у кого наберется про свою жизнь больше одной-двух сильных историй. Особенно если журналист из приличной семьи, не имел проблем с наркотиками, не сидел в тюрьме и т. д. (Да, это настоящая беда для начинающих авторов. — ЖУРНАЛИСТ).

 

 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Это информация для работы, а не для развлечения. Специалисты пишут для специалистов. Материал может быть сложным и сухим. Главное, чтобы по делу. Чтобы на этой информации можно было заработать. Поэтому специализированные издания могут стоить очень дорого. Например, годовая подписка на журнал «Главбух» стоит 18 тыс. руб.

 

 

ПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Это рудимент советского прошлого, въевшийся в редакционную культуру многих изданий, особенно местных. Когда о событиях пишут не так, как было, а так, чтобы было приятно тем, о ком пишут. Как кто‑то успешно трудится, учится, выступил на концерте. СМИ в данном случае занимается раздачей статусов: написали много или мало, просто упомянули, проигнорировали. Информации здесь минимум. Из рубрики «Жизнь района в газетной строке» вы ничего про жизнь района не узнаете.

 

 

ВИРУСНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Её цель — распространение контента через соцсети силами пользователей. Поэтому материалы готовятся такие, которые хорошо «расшариваются». Принято считать, что за такой журналистикой будущее. Поэтому многие медиахолдинги срочно переориентируются именно на работу с соцсетями.

 

 

НОВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Это рассказ о реальных событиях средствами художественной литературы. Повествование ведётся от лица персонажа (фокальный персонаж), а не журналиста. В тексте присутствуют диалоги, которые, как считает автор, были на самом деле. Сбор информации проводится с целью реконструировать случившееся. По возможности журналист общается с персонажем там, где всё произошло. Название этому направлению дал американский журналист Том Вулф, опубликовавший в 1973 году «Манифест нового журнализма».

 

 

РАССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Здесь цель — предать огласке злоупотребления, которые пытаются скрыть. Различают расследование деятельности отдельных людей и организаций и системные расследования, когда журналист выясняет, как устроена какая‑то теневая сфера (например, московская «эвакуаторная мафия»). Главный инструмент современного журналиста-расследователя — поиск по реестрам (акционеров, недвижимости и др.).

 

 

ОТКРЫВАЮЩАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Тут упор делается на использование инсайдерской информации: источников внутри организации и документов «для служебного пользования». Цель — показать, что происходит в организации на самом деле, а не что об этом рассказывает пресс-служба.

 

 

АДВОКАТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Тут журналист по умолчанию становится в оппозицию и ищет изъяны во всех действиях власти. Не озеленяют газоны — плевать на облик города. Озеленяют — зря тратят на траву огромные деньги. Адвокативная журналистика социально полезная, но очень предсказуемая. Журналист знает, что он напишет, читатель — что он прочтёт по данному поводу.

 

 

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Один человек берёт на себя весь цикл создания СМИ от поиска тем до редактуры и распространения издания. Этот вид журналистики был популярен на заре профессии (вспомним Ж.‑П. Марата и его газету «Друг народа» времён Великой Французской революции). Потом персональная журналистика стала уделом маргиналов, когда свою газету выпускал «городской сумасшедший». Теперь же благодаря интернет-сервисам любой журналист может выпускать своё СМИ.

 

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Это заметки о том, как жить. Куда пойти развлечься, как что‑то готовить, устраиваться на работу, заниматься спортом, сексом, быстро засыпать и бодро просыпаться и т. д. Есть темы вечные (например, отношения), есть ситуативные (например, очистка смартфона от ненужных приложений). Особенность подобных материалов — неоднозначное качество советов, потому что их дают все кому не лень.

 

 

ГОНЗО-ЖУРНАЛИСТИКА

Родоначальником этого направления считают американского журналиста Хантера Томпсона, хваставшегося тем, что он перепробовал все виды наркотиков. В гонзо-журналистике автор фокусируется не столько на происходящем вокруг, сколько на собственном восприятии этого через призму изменённого состояния сознания (под воздействием алкоголя, наркотиков, усталости, болезни, стресса и т. д.). Главное — небанальность и яркость переживаний, передача уникального эмоционального опыта.

 

Новая книга Александра Колесниченко «Основы журналистской деятельности» выйдет в издательстве Юрайт.

Иллюстрации: Екатерина Балеевская

Окт 25, 2017
Хотите разобраться в основах медиа? Нет времени читать многостраничную литературу? «Неучебное пособие» для вас
О том, что рассылка электронных писем превратилась для СМИ в один из эффективных инструментов формирования лояльной аудитории,
Учимся быть осторожными со словами с