Возвращение авторской журналистики

В онлайн-версии Журналист представил тезисы полевого исследования по медиапотреблению. Один из советов для редакторов онлайн-СМИ был сформулирован так: «Делать ставку на авторов, чьи фамилии будут привлекать читателей». Как доказали замеры исследователей, имя любимого автора становится той самой зацепкой, увидев которую читатель мгновенно принимает решение о переходе на ссылку.

Увидев этот вывод, я буквально воскликнула: «Что и требовалось доказать!» Мне, колумнисту, редактору, преподавателю, давно уже очевидно, что именно авторская журналистика становится сегодня для многих СМИ той самой «присадкой», которая продлевает срок жизни всего «мотора». Почему именно сегодня авторское мнение востребовано как никогда?

Биороботы информационной эпохи

Авторская журналистика представляется мне некой зрелой дамой-эмигранткой, которая вернулась после долгих странствий и скитаний по миру на родину. Вернулась в коммунальную квартиру под названием «Российская журналистика», предъявив своё право на жительство более молодой и дерзкой сестре индустриальной журналистике. Той, что 20 лет назад и выжила из общего дома «деклассированный элемент».

А что происходило в этой коммуналке два десятка лет? Индустриальная журналистика, или «журналистика факта», все эти годы полновластно хозяйничала в российской журналистике. За это время она объявила себя неким профессиональным стандартом, на который должны равняться все обитатели медиакухни. Поэтому любые попытки начинающего журналиста явить миру талант публициста и подать Голос расценивались как бунт, высмеивались, подавлялись и критиковались большинством СМИ.

Свой голос могли иметь лишь избранные, добравшиеся до самой вершины. Возведение журналистского факта в абсолют превратилось в 1990-х годах в корпоративную идеологию. Тон задавал ИД «Коммерсант», требуя от корреспондентов приносить с событий объективные, безоценочные новости, созданные по чёткой схеме. Верховным божеством адептов новостной журналистики стала Пирамида. Правда, перевёрнутая.

Целое поколение редакторов России взращивало «блокнотиков с ножками», биороботов на информационной поляне. Где случился сбой в этой идеально налаженной схеме? Почему Автор сегодня снова стал востребован? Почему мы буквально вопием о важности сторителлинга? К слову, о сторителлинге искать и отрабатывать человеческие истории новый тренд руководства медиахолдинга LifeNews.

Попробую с помощью разных экспертов ответить на ­вопрос «почему?».

Авторство невозможно «скопипастить»

Помните, главным слоганом журналистики факта в середине 1990-х стала известная фраза, слоган популярной телекомпании: «Новости наша профессия». Главная метаморфоза сегодняшних реалий в том, что новости больше не наша профессия. Вернее, не только наша. Молниеносное развитие технологий лишило журналистов монополии как на добычу информации, так и на доступ к каналам передачи этой информации.

Теперь не только журналисты способны рассказать о том или ином факте посредством одного из каналов массовой информации, но и «гражданские журналисты», «блогеры», «очевидцы». Словом, любые добровольцы информационного фронта, которых в десятки, сотни раз больше, чем профессиональных новостников.

Таким образом, модель индустриальной журналистики начала терпеть крах во всём мире и искать новые смыслы своей деятельности, новые точки приложения силы.

Медиаисследователь, колумнист и писатель Андрей Мирошниченко нащупал, на мой взгляд, магистральный нерв этой трансформации в СМИ и называет его ­«сгущёнка времени». «Блокнотик с ножками» попал в капкан, когда ­время между событием и сообщением о нём практически ­схлопнулось.

— Технические возможности ускорили бег информации настолько, что сообщение теперь передаётся в момент события. Темпоральная дистанция, дававшая работу журналистам, исчезла. Посредник (журналист) не нужен. Конечно, посредник (медиа) не только добывает факты, но и отстаивает, отбирает, комментирует. Но с этой функцией отлично справляется стихийный редактор интернета,  рассуждает Мирошниченко в своей книге «Когда умрут газеты».

По его мнению, суть профессии журналиста сегодня такова: улавливать социальный заказ на консолидирующие общество картины мира, отсекать многообразие избыточных мнений и превращать немногие отобранные темы в читабельность. А для решения этой новой задачи Индустриальной журналистике без Авторской уже не обойтись.

Андрей Мирошниченко детализирует свою мысль: «Журналистика всё меньше и меньше сможет зарабатывать на обезличенной информации. СМИ сегодня продают обществу не информацию, а ориентиры. Именно поэтому, кстати, сейчас наиболее востребованная специальность внутри журналистики вовсе не репортёр, а колумнист. Всё дело в том, что любую индустриальную модель и её продукт можно скопипастить. Нельзя скопипастить только авторство. Тексты копипастят, а авторство оно неотчуждаемо».

 

Таким образом, модель индустриальной журналистики начала терпеть крах во всём мире и искать новые смыслы своей деятельности, новые точки приложения силы

Объективность оказалась мифом

Сегодня действительно весьма востребованы качественные журналистские материалы, так или иначе выражающие авторскую позицию. Авторам не просто позволено открыто высказывать собственное мнение, им платят повышенные гонорары за персональную точку зрения, которая может вызвать дискуссию у их аудитории.

Редакторы делают ставку на сцепку «автор читатель», поскольку от этого симбиоза зависит выживаемость многих СМИ.

В разных авторских жанрах не равный удельный вес автор­с­кого «я», но наличие у текста характеристики «авторский», подчёркнутое редакцией, существенно повышает его шансы на прочтение.

Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ, считает: «Технологичность в каком-то смысле убивает журналистское творчество. Поэтому я склонна думать, что скорость передачи новости убивает многие важные вещи в профессии журналиста рассуждающую точку зрения, встроенную в контекст, выстраивание не только логических, но и социальных причинно-следственных связей. Наверное, специфика журналистской профессии сегодня заключается в том, что многочисленные новостные потоки, которые существуют помимо него, должны журналистом трактоваться применительно к обществу, применительно к социальным реалиям. Это и есть специфика журналистики как творческой деятельности, то самое отличие журналиста, например, от писателя, который, создавая литературные произведения, может от общественных реалий уходить.

Российская журналистика традиционно была и остаётся литературоцентричной, в ней в значительной степени представлен комментарий и рассуждение наравне с новостью. Для нашей аудитории журналистский комментарий очень важен, потому что журналист пишет историю современности, и только он способен профессионально понимать эту историю ­через поток новостей».

Эту же идею, но уже с другой стороны подхватывает другой известный журналист, колумнист Андрей Архангельский. По его мнению, самый чудовищный обывательский миф, связанный с современной журналистикой, называется «объективность»:

— У нас почему-то объективности требуют от каждого пишущего это, так сказать, самый распространённый упрёк общества журналисту. Между тем понятие «объективность прессы» складывается из наличия принципиально разных журналов, газет, телеканалов. Хочешь составить объективную картину происходящего? Будь любезен, посмотри 10–20 разных газет, журналов, телепрограмм и составь своё объективное мнение. Из совокупности разных точек зрения и получается вожделенная объективность. Она, объективность, однако рождается именно в твоей голове никто не может тебе принести её на блюдечке.

Автора!

Возвращаясь к метафоре про коммуналку, не думаю, что теперь эта дама-эмигрантка Авторская журналистика выдавит из общего пространства молодую и дерзкую Индустриальную журналистику. На наших глазах сегодня рождается новая эффективная модель журналистики, в которой будут использоваться все сильные стороны, наработки и приёмы уже усвоенных, успешных бизнес-моделей журналистики. Для молодых журналистов такое положение дел на рынке открывает новые возможности в формировании своего неповторимого авторского стиля. А для журналистов зрелых это возможность ­делиться опытом, не дав сгинуть и пропасть лучшим ­традициям нашей профессии.

 


Мар 14, 2017

Email-рассылки, нативная реклама, платная подписка и клубная модель — медиаэксперт Андрей Мирошниченко разобрал последние...

О юных фотокорах – тогда и теперь

ЖУРНАЛИСТ публикует отчет Reuters о потреблении цифровых новостей (читайте первую и вторую части). Третий фрагмент о том, почему...