Детская фотография в уездном городке Калужской области

Что приходит на ум, когда вы слышите словосочетание «детская фотостудия»? Подавляющее большинство фотографов тут же вообразит светлые стены, пуховочки, периночки — всё для «ванильной» съёмки детей. Только единицы вспомнят о фотостудиях, в которых детей обучают фотографии. Технике, ремеслу, искусству — это уж зависит от преподавателя.

Современные детские фотошколы сложно назвать наследниками советских фотокружков. Скорее, это самостоятельные образования, четко делящиеся на коммерческие и (вот удивительно!) некоммерческие. Первые, конечно, составляют подавляющее большинство. Но вот что поразительно: среди изобилия курсов и кружков существуют настоящие жемчужины. Калуга, Самара, Казань, Трехгорье, Ладога — первое, что приходит на ум, когда меня просят назвать лучшие детские фотостудии страны, занимающиеся обучением ребят. И они‑то, как правило, бесплатны.

Четыре года назад такая студия родилась и в Боровске, уездном городке Калужской области. Пара лет мытарств — и вот студия, наконец, обзавелась собственным пространством в местном Центре творческого развития. Здание конца XVIII века, невысокий сводчатый потолок, старинная кирпичная кладка. Класс для занятий и помещение для студийной съемки отремонтированы руками педагогов Центра, учеников студии и их родителей. Студии повезло с учениками. Они росли, крепли и потихоньку набирали обороты. «Выстрелили» в этом году на международном детско-юношеском фотоконкурсе «Надежда» (г.Калуга) — три финалиста из четырёх заявившихся. Один из которых и стал победителем.

Конечно, студия является частью учреждения дополнительного образования, открытого районной администрацией. Нельзя сказать, что руководство города или района помогает студии. Денег, например, у нас вообще нет. Нет такой категории. Выручают друзья-фотографы: дарят студии неиспользуемую технику, книги, реквизит для съемок. Однако компьютеры для обучения обработке, например, таким способом не добудешь.

А вот другая проблема — отсутствие понимания. Понимания того, какими навыками должен обладать, к примеру, молодой человек, собирающийся поступать по фотопрофилю (фотожурналистика, фотохудожник). Что хотели бы видеть в студентах-первокурсниках преподаватели колледжей и ВУЗов?

Наверное, ответить на этот вопрос могли бы детско-юношеские фотоконкурсы. Но за четыре года работы с детьми и общения по этому поводу с фотографами (как коммерческими, так и просто любителями), у меня сложилось впечатление, что детская фотография как объект социальной капитализации интересует, в основном, фотохудожников. Именно под их патронажем существуют такие серьезные детско-юношеские конкурсы как «Надежда» (Калуга), «Юность России» (Москва), «Лица России» (Владимир), «Наследники Великой Победы» (Самара) и другие. И в то же самое время мне не встретился ни один детско-юношеский конкурс не то что организованный, а даже просто поддерживаемый Союзом журналистов.

Предлагаю фотохудожникам и журналистам дружить домами. Вспомнить, что все когда-то были подростками. Было бы здорово, если бы в конкурсах журналистов детям до 18‑ти дали шанс рассказать о себе. О своих проблемах, о своём мире. Вы удивитесь.

РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ БОРОВСКОЙ ФОТОСТУДИИ «БАЛАНС» НЕОДНОКРАТНО БРАЛИ ПЕРВЫЕ МЕСТА НА ВСЕРОССИЙСКИХ КОНКУРСАХ ФОТОГРАФИИ
Фото учащихся боровской фотостудии «Баланс»

Июн 30, 2017
Чрезвычайная плотность верстки, нивелированная система стилей и отсутствие чётких правил построения полос — пожалуй, ключевые п
Интервью Радио Свободы с журналистом Дафни Скиллен, которая выпустила книгу «Свобода слова в России.
Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.