За парты сели кандидаты и доктора наук

Елена Панова, кандидат наук, доцент факультета журналистки Челябинского государственного университета, защитила магистерскую диссертацию по журналистике

— Вы недавно защитили магистерскую диссертацию, будучи уже кандидатом наук. Как возникла мысль учиться в магистратуре?

— Эта мысль у меня возникла благодаря Закону об образовании в новой его редакции. Дело в том,  что я окончила университет по специальности «Филолог. Преподаватель» в 2003 году, с  2004 года  преподавала на факультете журналистики дисциплины, связанные с историей русской литературы, языком и стилем медиатекстов и т.д.  Защищенная кандидатская диссертация тоже была по специальности 10.01.10 (Русская литература).  Таким образом, у меня на момент поступления в магистратуру не было базового журналистского образования, что не соответствует требованиям, предъявляемым к уровню квалификации преподавателя факультета журналистики.  

Обучение в магистратуре снимает эту проблему. За парты сели и  другие мои коллеги, оказавшиеся в схожей ситуации. В том числе и доктора наук, диссертации которых были защищены не по журналистике. Кстати, есть и другие примеры: кандидаты наук по журналистике поступили в магистратуру по психологии, мотивируя это желанием погрузиться в иную область знаний.

 

Чему посвящена ваша магистерская диссертация? Она как-то связана с вашей кандидатской диссертацией?

— Моя кандидатская диссертация была посвящена исследованию проблемы индивидуального стиля на материале художественной литературы.  Магистерская — изучению риторического кода медиатекста. Она с кандидатской диссертацией имеет схожие методологические основы, но построена на ином материале, обнаруживает новые тенденции, теоретические аспекты и особую практическую реализацию.

проблема многих магистерских программ — неспособность углубить материал бакалавриата без досадного повторения

— Чем явилась для вас магистерская диссертация? Какой новый опыт вы приобрели? Были ли у вас сложности психологического характера?

— Были сложности и, надо сказать, серьезные. После 15 лет преподавательской деятельности действительно трудно видеть себя «по другую сторону баррикад», но, на мой взгляд, делать это просто необходимо. И видеть коллег иными глазами, «студенческими», и возвращаться в это состояние переживания и волнения, когда разумом понимаешь, что все знакомо, а эмоционально чувствуешь другое.

 

— Органично ли сосуществуют в России кандидатская и магистерская диссертации?

— С моей точки зрения в высшей степени странно и неорганично существуют эти две диссертации, поскольку две системы (традиционная и 4+2) не синхронизировались, а просто механически наложились друг на друга, не создав, к сожалению, ничего нового

— После учебы в магистратуре, что бы вы скорректировали в методике преподавания?

— Мне в целом кажется, что проблема многих магистерских программ — неспособность углубить материал, пройденный в системе бакалавриата, без досадного повторения. Обращение к известному материалу снижает не столько ценность программы, сколько интерес к ней со стороны магистрантов. Организуя учебный процесс в системе магистратуры, я бы ушла от традиционных форм учебных занятий, сочетая лекцию и практику в рамках одного занятия.

Иллюстрация: shutterstock.com
Сообщить об ошибке
Мар 25, 2019
Эстетические амбиции не должны мешать информативности газеты 
Как федеральные СМИ выбирают громкие инфоповоды из региональной жизни
«Социальная газета» решила реализовать проект «Будем жить, не сверяясь с часами».

Вам будет интересно: