Ретро-бум: цифра возвращается к принту

Онлайн-медиа запускают газеты и журналы в поиске новых форматов

Недавняя история с BuzzFeed, онлайн-изданием, выпустившем в Нью-Йoрке местную газету (ЖУРНАЛИСТ писал об этом), оказывается, отражает уже целую небольшую тенденцию. В последние недели еще несколько цифровых медиапроектов обратились к принту, заставив обозревателей говорить о печатном ретро-буме.

Overheard, весьма специфическое инстаграм-СМИ, выходящее в аккаунтах @OverheardLA и @OverheardNewYork, выпустило недавно газету для своего лос-анджелесского аккаунта. Основатель Overheard Джесси Марголис говорит, что печать может оказаться хорошим решением, если вы хотите создать что-то более осязаемое, нежели соцсетевой контент, который «пропадает через 24 часа».

Bklyner, местное онлайн-издание из Бруклина, в ноябре 2018 года начало выпуск бумажной газеты. Основная задача — подобрать "классифайды", рекламу местного малого бизнеса, часто с купонами, которые очень популярны среди читателей и все еще служат местным газетам неплохим финансовым подспорьем.

Дэйтинговая платформа Bumble объявила о запуске бумажного журнала Bumble Mag. Этот лайф-стайл журнал посвящен теме свиданий и отношений и будет издаваться в сотрудничестве с журнальным гигантом Hearst.

Кстати, это еще одна иллюстрация к недавней публикации ЖУРНАЛИСТА: платформенные и сервисные кампании теперь уже не могут обходиться без собственного СМИ, которое становится информационной рамкой бизнеса и гравитационным центром лояльности. Две тенденции сочетаются: цифровые платформенные бизнесы делают бумажные издания. Например, система бронирования квартир и отелей Airbnb выпускает Airbnb Magazine с раскладкой в моллах. Uber выпускает несколько печатных изданий , включая Vehicle, Arriving Now и Momentum. Даже цифровой монстр Facebook запустил журнал Grow, нацеленный на руководителей бизнеса.

К ретро-тенденции подключилась и New York Times. Само издание, конечно, имеет газетное происхождение, но является одновременно крупнейшим в мире СМИ по числу цифровых подписчиков (почти 3 миллиона). Недавно New York Times выпустила бумажное приложение к своему цифровому проекту — Internetting with Amanda Hess. Проект рассказывает о самых последних мемах или, например, о проблемах родительского контроля в YouTube. Напоминает немного старинный и быстро сгинувший российский газетный проект F5 — попытку рассказывать в бумаге об интернете.

Так что нельзя исключать и экспериментов с берестой и папирусом

А теперь идея «об интернете на бумаге» возвращается в жанре ретро. Авторы бумажного приложения к интернету из NYT признают, что рассказ о мемах в формате колонки с картинками выглядит немного необычно. Но в этом есть своя прелесть. Причина обращения к бумаге та же — бумага дает ощущение весомости и фундаментальности контента.

Обозначившаяся мода на ретро может взбодрить приунывших адептов старых печатных СМИ. Это хорошо. Но надо понимать, что речь идет, конечно, не о возрождении печатной индустрии, а о внутренних потребностях цифровых медиа.

Борьба за внимание пресыщенной аудитории обостряется. Медиа ищут новые форматы. Одним из них оказалась бумага: она добавляет качества, несвойственные цифровому потреблению: тактильность, «листабельность», особый панорамный захват контента зрением, а так же та самая весомость и «длительность» контента, изложенного на физическом носителе.

Вероятно, если печатная ретро-тенденция продолжится, она сможет несколько оживить спрос на печатных журналистов. Или даже на типографские мощности. Но рассматривать ее стоит в рамках поиска новыми медиа новых форматов: подкастов, мультимедийных лонгридов, цифирового телевидения (та же New York Times решила делать еще и телепрограммы), дополненной реальности, виртуальной реальности и что там еще придет следом. Эволюция медиа ведет к полному захвату сенсориума. Попытки воздействовать на все органы чувств завершатся полным переселением восприятия в мир медиа, что будет, по сути, «возвратом» к новой, цифровой тактильности.

Так что нельзя исключать и экспериментов с берестой и папирусом. Мультиплатформенные медиа всеядны — лишь бы захватить хоть немного внимания публики, все более непроницаемой для умножающихся информационных атак.

Фото: overheardla.com; скриншот: techcrunch.com
Сообщить об ошибке
Апр 10, 2019
Эстетические амбиции не должны мешать информативности газеты 
Как федеральные СМИ выбирают громкие инфоповоды из региональной жизни
«Социальная газета» решила реализовать проект «Будем жить, не сверяясь с часами».

Вам будет интересно: