Практика Большого Взрыва. Подкастинг

Почему в Америке и Европе звук стали слушать больше, чем в России, а рекламодатели готовы платить за это деньги

Никогда еще подкасты не были так популярны, как сейчас. Уточним — в США, где всё и так очень неплохо с аудиоконтентом. Маркетологи потирают руки, рекламодатели и благотворительные фонды, среди которых фонды Форда или Мотта, переводят деньги подкастерам с улыбкой Санта Клауса.

Эксперты связывают взрыв популярности подкастов с развитием смартфонов. Только 31% людей использовали компьютер для прослушивания подкастов в 2017 году, а 69% используют смартфон, планшет или другое портативное устройство. Аудитория подкастинга богата, более образованна, чем большая часть слушателей радио, гендерно почти равна. 56% процентов слушателей — мужчины, 44% — женщины. Большинство — люди от 18 до 34 лет (сладкая мечта рекламщиков). И каждый месяц аудитория растет.

Слушать подкасты престижно, потому что это интеллектуально и изысканно. «Да, мы не дураки», — показывают тем самым ребята, которые намного больше времени проводят в соцсетях, чем основное население Штатов. Они посвящают прослушиванию подкастов в среднем 5 часов и 7 минут в неделю: прежде всего дома, потом в машине, потом во время прогулки и на работе.

Слушать подкасты престижно, потому что это интеллектуально и изысканно

В топе-20 самых популярных подкастеров нет ни одного «человека ниоткуда». Это бывшие или нынешние радийщики. Они живут за счет рекламы, включенной в подкасты. Рекламодателей интересует нишевая точечная аудитория. Подкастеры объединяются в группы, лаборатории. Один из самых известных ресурсов — Radiotopia — собрал действительно очень сильных продюсеров. Половина из них бывали в России, обучая наших журналистов. Что же это за проекты? Роман Марс с подкастами «99% невидимого» о дизайне, проект The Kitchen Sisters («Кухонные сестры»), где рассказывается о социальных проблемах и культуре: об уличной еде, питании иммигрантов, диете на Формуле-1, сибирских огурцах и русских рокерах. В то же время авторы этого проекта делают шоу и на Общественном американском радио (NPR). Есть еще научные подкасты, конспирологические о мире вообще, тюремные подкасты, радиодрамы про Трампа и многое другое.

Зачем продюсеры объединились? Чтобы продавать рекламу скопом, пакетами. Для аудитории подаксты чаще всего free — бесплатные. Подкастеры хотят показать рекламодателю свою умную и богатую аудиторию. Конечно, есть и большие общеполитические платформы: там и политика, и спорт, и лайфаки, но подписка будет стоить меньше, чем кило помидоров в России.

Великая газета «The New York Times» каждый день делают подкасты, которые связаны со статьями. Продюсеры обязывают журналистов писать звук в «полях».

Существуют некоторые правила в этом жанре, который привлекает аудиторию:

   Неформатная подача, эмоциональность;

•   Немного забавный ведущий, который не стесняется собственной органики, гость, и обязательно полевые записи;

•   Хронометраж 20-25 минут. Есть и пятиминутные подкасты;

•   Часто используется саунд-арт;

•   Атмосферность, никакой выхолощенности и перепродюсирования.

В Европе всё несколько сложнее, потому что она разнообразна и упряма. В Англии и Скандинавии вы найдете больше поклонников звука, чем в Италии или Чехии. На юге Европы будут рассказывать про еду — сиесту отменить невозможно. В Восточной и Центральной Европе отношение к звуку часто отсылает слушателя к драматичной истории диктаторских режимов, где радио играло не самую добрую роль.  

Cпециально для ЖУРНАЛИСТА ситуацию с подкастнигом в Еворопе комментирует бывший российский радиоведущий, а ныне создатель радио и подкастингового ресурса Kosmos-FM в Словении Павел Федоровский.

 


Павел Федоровский 

«Почему революции подкастов пока не случилось в Европе? Этот вопрос звучит достаточно часто. Я бы назвал основными несколько причин.

Технологическая. Слово подкаст, как мы помним, произошло из broadcast и iPod, маководы всегда были ближе к подкастам, чем пользователи android. В европейских странах айфон лишь у каждого третьего, 70% владельцев смартфонов не имеют iTunes или Apple Podcast — наиболее популярных подкаст-платформ в США. Более того, эти пользователи не имеют и доступа к подкастам от Google Play, те доступны лишь в странах Северной Америки. Языковая. В Европейском Союзе 27 стран, в большинстве из которых говорят на своём языке. Например, в Словении живёт два миллиона человек, подкасты на словенском не обещают большой аудитории. Значительный рост популярности национальных подкастов существует в странах с большим населением. В Германии 35% населения слушает подкасты как минимум раз в месяц. В странах с мощной системой общественного радио, таких как Швеция и Дания, подкастерам зачастую сложно конкурировать с большим количеством профессиональных и оплачиваемых радийщиков. Кроме того, аудитория подкастов достаточно молода и хорошо знает английский, а значит не ограничена рамками национального подкастинга. Молодёжь слушает эфиры из US и UK и сама вещает на языке Шекспира и Лил Пипа.

Традиционная. Тут же мы подбираемся к еще одному пункту. Европа стареет, а значит людей подверженных новым веяниям не становится больше. Европа консервативна в своём подходе к медиа. Традиционность в получении информации также не идёт на пользу революции подкастов, бумажные газеты живы и популярны, а пушки революции подкастов чуть слышны. Однако общие тенденции в Европе те же что и в остальном мире. Подкастов и их слушателей становится больше, качество продакшна и популярность различных форматов подкастинга растёт. Старый свет, как и положено, отстает от Нового и неспешной, но уверенной походкой движется следом».


 

И что нам с этого? «Да ничего», — можете ответить вы. И будете правы. Наш подкасинг в 99% случаев — это длинные речи перед ноутбуком о программировании или отсутствии счастья в жизни. Или о плохой музыке. Но аудитория-то есть! Значит, есть надежда, что появятся веселые, отчаянные, талантливые подкастеры. Возможно, им будет полезно познакомиться с американскими удачными проектами: Heaven's gate, NYT, The Daily, Love and radio, Ear hustle, The truth, 99% Invisible with Roman Mars, Radiotopia, Voxmedia.

Не стоит бояться английского языка — звук и форма скажут сами за себя. И взрывные вдохновляющие названия тоже.

Заходная иллюстрация: shutterstock.com
Фото: из личного архива автора
Сообщить об ошибке
Янв 17, 2018
Словарь-справочник «Медиалингвистика в терминах и понятиях» вышел в издательстве «ФЛИНТА»
Не всякий «фэйспалм» переживет апрельское голосование Совета Европы
Рекомендации экспертов по созданию качественного лонгрида