Одноразовая газета — развлечение онлайн-СМИ

BuzzFeed для хохмы примерил на себя бумажную версию

Жители Нью-Йорка могли наблюдать 6 марта у станций метро странную картину — раздачу бесплатной газеты с названием BuzzFeed. Онлайн-СМИ с одноименным названием решило развлечься и заодно привлечь внимание публики.

В отличие от изданий-мигрантов, перешедших в цифру из бумаги, BuzzFeed — цифровой абориген и в бумаге никогда не выходил. Издание существует с 2006 года. Сначала это была популярная коллекция мемов и статьи о звездах. Считается также, что BuzzFeed ввел в обиход СМИ жанр листиклов (статей-списков). Набрав огромную популярность среди цифровой публики, в основном молодежи, BuzzFeed стал уделять больше внимания журналистике. На пике своего успеха BuzzFeed даже воспринимался как возможная модель адаптации СМИ к онлайн-среде, как будущее журналистики.

Однако дуополия Facebook-Google, забирающая почти всю цифровую рекламу, не щадит никого. Под интересными материалами и хорошим трафиком BuzzFeed не оказалось новой бизнес-модели, а старая, построенная на продаже рекламы, в сети не выживает. Дела пошли хуже. В начале 2019 года BuzzFeed провел массовые сокращения, как какие-нибудь «Московские новости».

Тем не менее, это все еще одно из крупнейших мировых онлайн-СМИ в нише популярных изданий. Выпуск одноразовой газеты привлек внимание целевой аудитории и медиатусовки. Судя по обсуждению в Твиттере, многие хотели бы заполучить бумажный экземпляр.

Выпуск создан как настоящая полноценная газета, с журналистскими материалами. В частности, флаг на первой полосе посвящен феномену Момо, суицидальному вирусному интернет-персонажу, якобы дурно влияющему на детей (горячая тема недели в западных СМИ). Есть местные новости Нью-Йорка.

Эта история показывает пример скорее для маркетинга, чем для медиарынка

Из любопытного: редакция попыталась изобразить на бумаге «гифку». Это просто сверстанная в формате комикса раскадровка короткого видеоролика. Видимо, BuzzFeed тем самым намекнул на свою способность создавать новые жанры в новых (в данном случае для него) форматах.

Девиз выпуска: Social. Mobile. Recyclable. И действительно, бумажная газета ведь сочетает мобильность и утилизуемость. Вот только в плане social она, конечно, уступает соцсетям. Газета — однонаправленная коммуникация. Руководство подчеркивает, что это именно разовый выпуск. Не обошлось и без критики. Твиттер, конечно же, напомнил, что BuzzFeed увольняет сотни людей и в то же время находит деньги на такую акцию.

Одноразовые газеты — не новость. На российском медиарынке помнят антизюгановскую «Не дай Бог!», 2 или 3 выпуска которой сделали под выборы 1996-го года лучшие журналистские силы, нанятые ельцинскими сторонниками. Политические одноразовые газеты, выпускаемые под выборы даже в районах, — распространенное явление. Этот формат удобен для раздачи в местах скопления людей, привычен старшему, то есть голосующему поколению, более тонко подает кандидатов, чем традиционные листовки.

Газета BuzzFeed, конечно, не пропагандистский, но и не журналистский проект. Это, скорее, маркетинговая акция. Она неплохо выполнила функцию спин-докторинга — переключила внимание с череды плохих новостей, приходящих из BuzzFeed, и показала, что эта контора еще способна на интересные проекты (упреки в том, что они тратят деньги на фоне увольнений, конечно же, нелепы).

В общем, эта история показывает пример, скорее для маркетинга, чем для медиарынка. Десять лет назад я писал, что в будущем немногие оставшиеся газеты будут восприниматься как предмет винтажного потребления. Кажется, BuzzFeed реализовал именно это идею. Никто, конечно, не считает всерьез, что интерес одного из самых могучих онлайн-СМИ к бумажному формату означает возрождение прессы, хотя и пошутили на этот счет многие.

Фото и скриншот: niemanlab.org
Сообщить об ошибке
Мар 7, 2019
Можно активно участвовать в спецпроектах и при этом не уходить от острых оценок действий властей.
Как поменять модель журналистского образования

Вам будет интересно: