Елена Вартанова

доктор филологических наук, профессор, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующая кафедрой теории и экономики СМИ, член-корреспондент РАО

Елена Вартанова окончила факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова в 1981 году и поступила в аспирантуру, где стала исследовать систему газетного рынка Финляндии. В 1986 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Крупнейшая буржуазная газета Финляндии «Хельсингин саномат»: основные внешнеполитические концепции и их формирование под воздействием монополистического капитала», а в 1999 году — докторскую диссертацию по теме «Североевропейский путь к информационному обществу: эволюция финской модели СМИ».

В 2000 году Елена Вартанова стала профессором кафедры зарубежной журналистики и литературы, а в 2001 году заместителем декана по научной работе. В 2004 году создала и возглавила кафедру Теории и экономики СМИ. В 2007 году стала деканом факультета журналистики МГУ.

Президент Национальной ассоциации исследователей массмедиа (НАММИ). Главный редактор академического журнала «Меди@льманах», электронного издания «Медиаскоп» и информационно-аналитического бюллетеня «МедиаТренды». Член Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку. Секретарь Союза журналистов России. Член международных академических организаций ICA, IAMCR, ECREA, EMMA, IMMA, Euromedia Research Group и др. Секретарь Союза журналистов России.

Шуваловская премия (1997) за монографию «Северная модель в конце столетия. Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием». Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2013).

 

Область научных интересов

•   Российская и зарубежные медиасистемы (финская, скандинавская, британская)

•   Медиаэкономика и медиаменеджмент

•   Информационное общество

•   Цифровое неравенство

•   Теория журналистики и СМИ

•   Теория медиа

•   Особенности научных коммуникаций

•   Медиаобразование

•   Русский язык в СМИ

 

Преподавательская деятельность

•   Основы журналистики

•   Медиаэкономика

•   Концепции медиаэкономики

•   Медиасистемы

•   Современные теории СМИ

Ее статьи были опубликованы в более чем 200 научных российских и зарубежных академических изданиях. Автор более десяти академических монографий, в том числе Северная модель в конце столетия: печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулированием (1997), Финская модель на рубеже столетий: информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе (1999), Теория СМИ: актуальные вопросы (2009), Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики (2014), О современных медиа и журналистике. Заметки исследователя (2016); соавтор коллективных монографий, в том числе Comparing media systems beyond the Western World / под ред. D. Hallin, P. Mancini (2012), Mapping BRICS Media / под ред. K. Nordenstreng, D. K. Thussu (2015) и Who Owns the World’s Media? / под ред. E. Noam (2016), Индустрия российских медиа: цифровое будущее / под ред. Е. Л. Вартановой (2017).

Хочешь заработать? Пройди онлайн курсы!

«Новые диджитал-медиа»

«Как создать диджитал-отдел на основе редакции» 

Для членов Клуба Журналиста с VIP-пакетом скидка 5%